Национальная система образования в Беларуси в первом десятилетии XXI в. и перспективы ее развития

В 1998 г. в Республике Беларусь стартовала школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны «Концепция реформы общеобразовательной школы» (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554) и Программа ее реализации, в которой были определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления развития ступеней общего образования.

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад – школа, школа – детский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать в школе систему воспитания, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в начальной школе не изменился и включает подготовительный класс и 1-3 классы. Возвращение к идее «нулевого класса» через введение подготовительного позволило найти дополнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов.

В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т.д.) для развития способностей и удовлетворения интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа – колледж» («гимназия – колледж»). Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогатель­ные школы, школы-интернаты.

По всем предметам и курсам были разработаны «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся», а также материалы, с помощью которых учитель может осуществлять аттестацию. С 1 сентября 2002 г. после трехлетней апробации осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний учащихся (10 – превосходно, 9 – отлично, 8 – почти отлично, 7 – очень хорошо, 6 – хорошо, 5 – почти хорошо, 4 – весьма удовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 2-1 – неудовлетворительно, 0 – отказ от ответа или его отсутствие). Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществлять дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает степень освоения материала учащимся. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.д.), который стал приоритетным.

Начиная с 2002-03 учебного года начался планомерный переход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения. Одной из идей перестройки было деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дисциплин и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). При этом достижение целей на уровне общего базового образования определяется в первую очередь содержанием инвариантного компонента (государственный компонент содержания образования, обязательный для изучения во всех типах учреждений образования). Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализуются права учащихся на выбор содержания образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.

Важная задача реформы – введение на III ступени средней школы профильного обучения. В 2004 г. с учетом накопленного опыта организации дифференцированного обучения в нашей стране и странах ближнего и дальнего зарубежья была разработана «Концепция профильного обучения». Ее апробация велась в течение нескольких лет на экспериментальных площадках. Основой реализации профильного обучения стал Типовой учебный план для XI-XII классов общеобразовательных учреждений (2006), который будет введен в действие в 2008/09 учебном году. Он включает в себя 7 образовательных областей и 19 учебных предметов. Были определены направления профессионального самоопределения старшеклассников (естественнонаучное, социокультурное, гуманитарное, профессионально-технологическое) с профилями для каждого направления.

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существуют модель 11-летней школы. Переход на 12-летнюю модель был осуществлен к 2008 г., но был признан нецелесообразным по результатам проведенной реформы. Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшие учебные заведения. В основу преобразований легла «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 г. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшегo образования на период до 2005 г. Реформу высшей школы планировалось проводить в три этапа:

• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего образования (академия, высший колледж);

• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными стандартами [19, с. 8-9].

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике были начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую систему подготовки специалистов. Затрагивались прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфика отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему; система оценки результатов; повышение качества образования, подготовки специалистов и т.д.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно изменилась. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в классические и профильные университеты. Ведущую роль в системе образования сегодня играют университеты, которые сохранили за собой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных центров. В 2003/04 учебном году в республике действовало 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей; в 2007 г. – уже 53 вуза. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. В высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшее учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собственности.

Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент на рассмотрение был передан проект Закона «О высшем образовании», в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/04 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.

В Беларуси функционирует Республиканский совет ректоров высших учебных заведений. Стали регулярными встречи руководства страны с ректорами вузов. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом страны был рассмотрен вопрос о кадровой ситуации в вузах и путях ее исправления. Были также определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы и повышению эффективности подготовки кадров высшей научной квалификации. Кроме того, было предусмотрено увеличение размеров ежемесячных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесячных доплат за ученые звания, а также иные меры по социальной поддержке руководителей и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников.

Проводимая в Республике Беларусь образовательная реформа потребовала изменений в законодательстве. В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании». При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование» и «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности образовательной системы. В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, преемственность и непрерывность, научность, приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.

Летом 2006 г. впервые в Республике Беларусь был принят Закон «Об общем среднем образовании», который создал правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования и развития системы общего среднего образования. В Законе были прописаны: государственная политика в сфере общего среднего образования, система и структура общего среднего образования, типы общеобразовательных учреждений, образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях, управление в сфере общего среднего образования, финансирование и материально-техническая база общеобразовательных учреждений. В 2007 г. Министерством образования Республики Беларусь был утвержден и впервые введен в действие образовательный стандарт «Общее среднее образование» – нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.

В заключение следует отметить, что реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики нашей страны. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в 90-е гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: