КЛАССИФИКАЦИЯ АППАРАТУРЫ ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Характер и интенсивность воздействия внешних дестабилизирующих факторов зависят от методов использования и объекта установки радиоэлектронной аппаратуры. По виду объекта установки РЭА можно разделить на три группы: стационарные, транспортируемые и портативные, техническое регламентирование которых приведено на рисунке.
Стационарная РЭА - это аппаратура, эксплуатируемая в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, помещениях с повышенной влажностью, на открытом воздухе, в производственных цехах. Условия эксплуатации и транспортирования такой аппаратуры характеризуются:
· широким диапазоном рабочих (-50...+50 °С) и предельных (-50... +65 °С) температур,
· влажностью до 90...98 %,
· вибрацией до 120 Гц при 4...6 g,
· наличием многократных (до 5 g) и одиночных (до 75 g) ударов,
· воздействием дождя до 3 мм/мин,
· соляного тумана с дисперсностью капель до 10 мкм и содержанием воды до 3 г/м3.
Транспортируемая РЭА - это аппаратура, устанавливаемая и эксплуатируемая на автомобилях и автоприцепах, железнодорожном и гусеничном транспорте, на судах различных классов, на борту самолетов и вертолетов. Специфика работы этого вида аппаратуры предопределяет повышенное воздействие механических факторов. Каждый вид транспорта имеет собственные вибрационные характеристики. Для предупреждения повреждения аппаратуры необходимо, чтобы вся она и отдельные ее части имели собственные частоты колебаний вне диапазона частот вибрации транспортного средства.
|
|
На РЭА, установленную на автомобильном транспорте, могут воздействовать вибрация частотой до 200 Гц и удары, вызванные неровной дорогой. При движении железнодорожного транспорта возможны внезапные толчки (при маневрировании - удары с ускорением до 40 g). Биение колес о стыки рельсов вызывают вибрацию с частотой до 400 Гц при ускорении до 2 g. Особо жестким воздействиям подвергается конструкция РЭА, эксплуатируемая на гусеничном транспорте. Здесь вследствие «стука» гусениц частота вибраций может доходить до 7000 Гц с амплитудой ±0,025 мм. Кроме того, постоянно воздействие акустического шума.
РЭА в морском исполнении устанавливаются на больших сравнительно тихоходных кораблях и малых быстроходных судах. Характерными условиями работы является наличие вибраций, ударных нагрузок и агрессивной (морской) атмосферы. Вибрация на судне вызывается работой винтов, гребного вала, двигателей и гидродинамическими силами при движении судна по неспокойному морю. Диапазон частот вибраций на кораблях обычно не превышает 25 Гц с небольшой амплитудой вибраций.
|
|
На самолетах электронная аппаратура находится, как правило, в фюзеляже. При этом на нее воздействуют вибрационные нагрузки частотой до 500 Гц с амплитудой до 10 мм и акустический шум, уровень которого достигает 150 дБ при частоте 50... 10000 Гц.
Портативная РЭА включает аппаратуру и специализированные вычислители, находящиеся в распоряжении геолога, геофизика, топографа, строителя, и др. Сюда же можно отнести и переносную радиоприемную и передающую аппаратуру. Условия работы портативной РЭА должны соответствовать зоне комфорта человека, которая характеризуется температурой окружающей среды 18...24 °С, уровнем акустического шума 70...85 дБ, влажностью 20...90 % и высотой над уровнем моря до 3000 м. Если температура становится меньше -17 °С или выше +43,5 °С, уровень шума достигает 120 дБ, влажность составляет меньше 1 %, а высота над уровнем моря больше 6000 м, то считается, что такие условия превышают физиологические возможности человек, но предельные условия для перемещения аппаратуры могут быть много выше.
С точки зрения физических возможностей человека портативная аппаратура делится на легкую (до 29 кг для мужчин и до 16 кг для женщин), среднюю (соответственно до 147 кг и 80 кг) и тяжелую (до 390 кг и до 216 кг). На портативную аппаратуру может воздействовать вибрация частотой до 20 Гц с ускорением до 2 g и удары до 10 g при длительности 5... 10 мс.
Различают и специальные виды РЭА, эксплуатируемые, например, в условиях химического производства. Для них характерны сверхбольшие значения одного - трех внешних факторов, на устойчивость к которым и проектируется конструкция такой РЭА.
Каждой из групп аппаратуры соответствует совокупность климатических и механических факторов, которой она должна соответствовать.
Значения воздействующих факторов на группы РЭА
Внешние факторы | Группа РЭА | |||||||||||||||||
Климатические | ||||||||||||||||||
Пониженная температура, °С. | ||||||||||||||||||
предельная 1 степень | -40 | -40 | -40 | -40 | -40 | -40 | -60 | |||||||||||
2 степень | -50 | -50 | -50 | -50 | -50 | -50 | -60 | |||||||||||
рабочая 1 степень | -10 | -25 | -10 | -25 | -10 | -40 | ||||||||||||
2 степень | -25 | -40 | -10 | -40 | -25 | -50 | ||||||||||||
Повышенная температура, °С. | ||||||||||||||||||
предельная | ||||||||||||||||||
рабочая | ||||||||||||||||||
Относительная влажность, % при температуре, °С. | ||||||||||||||||||
1 степень | ||||||||||||||||||
2 степень | ||||||||||||||||||
время выдержки, ч. | ||||||||||||||||||
Интенсивность дождя, мм/мин | — | - | ||||||||||||||||
время выдержки, ч. | — | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | - | 0.33 | 0,33 | ||||||||||
Пониженное давление, кПа | ||||||||||||||||||
время выдержки, ч. | 2...6 | 2...6 | 2...6 | 2...6 | 2...6 | 2…6 | 2…6 | 2...6 | ||||||||||
Поток пыли: | ||||||||||||||||||
скорость потока, м/с. | — | — | - | — | ||||||||||||||
время выдержки, ч. | — | — | - | — | ||||||||||||||
Морской туман: | ||||||||||||||||||
температура, °С. | - | |||||||||||||||||
содержание воды, г/м3 | 2...3 | 2...3 | 2...3 | 2...3 | 2...3 | - | 2…3 | 2...3 | ||||||||||
время выдержки, ч. | - | |||||||||||||||||
Механические | ||||||||||||||||||
Вибрация на одной частоте: | ||||||||||||||||||
частота, Гц | ||||||||||||||||||
ускорение, g | ||||||||||||||||||
время выдержки, ч. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
Вибрация в диапазоне частот: | ||||||||||||||||||
частота, Гц, от 1 до | — | — | — | — | ||||||||||||||
ускорение, g | — | — | — | — | 1..13 | |||||||||||||
время выдержки, ч. | — | — | — | — | ||||||||||||||
Одиночные удары: | ||||||||||||||||||
длительность, мс, от 15 до | — | — | — | — | ||||||||||||||
число ударов в 1 мин | — | — | — | — | ||||||||||||||
общее число ударов | — | — | — | — | ||||||||||||||
Удары многократные: | ||||||||||||||||||
длительность, мс | — | — | 5-10 | 5-15 | 5-15 | — | — | 2-10 | ||||||||||
число ударов в 1 мин | — | — | 40-80 | 40-80 | 40-80 | — | — | 40-80 | ||||||||||
ускорение, g | — | — | — | — | 5-15 | |||||||||||||
общее число ударов | — | — | — | — | ||||||||||||||
Линейная перегрузка, g | — | — | — | — | — | — | — | 10-80 | ||||||||||
Вновь разрабатываемая РЭА должна отвечать тактико-техническим, конструктивно-технологическим, эксплуатационным, надежностным и экономическим требованиям. Все эти требования взаимосвязаны, и оптимальное их удовлетворение представляет собой сложную инженерную задачу.
|
|
Тактико-технические требования. Эти требования обычно содержатся в техническом задании на аппаратуру и включают в себя такие характеристики, как вид измеряемой физической величины, диапазон измерений, точность измерений, быстродействие, объем памяти для регистрации данных, точность выполнения вычислительных операций и т. д.
В основном данные требования удовлетворяются на ранних этапах разработки аппаратуры, когда определяются состав изделия, его структура, математическое обеспечение, основные требования к отдельным устройствам.
Конструктивно-технологические требования. К этим требованиям относят: обеспечение функционально-узлового принципа построения конструкции РЭА, технологичность, минимальную номенклатуру комплектующих изделий, минимальные габариты и массу, меры защиты от воздействия климатических и механических факторов, ремонтоспособность.
Функционально-узловой принцип конструирования заключается в разбиении принципиальной схемы изделия на такие функционально законченные узлы, которые могут быть выполнены в виде идентичных конструктивно-технологических единиц. Применение этого принципа конструирования позволяет автоматизировать процессы изготовления и контроля конструктивных единиц, упростить их сборку, наладку и ремонт.
|
|
Технологичность конструкции в существенной степени определяется рациональным выбором ее структуры, которая должна быть разработана с учетом автономного, раздельного изготовления и наладки основных элементов, узлов, блоков. Конструкция РЭА тем более технологична, чем меньше доводочных и регулировочных операций приходится выполнять после окончательной сборки изделий.
Понятие технологичности тесно связано с понятием экономичности воспроизведения в условиях производства. Наиболее технологичные конструкции, как правило, и наиболее экономичны не только с точки зрения затрат материальных ресурсов и рабочей силы, но и с точки зрения сокращения сроков освоения в производстве. Для них обычно характерны взаимозаменяемость, регулируемость, контролепригодность, инструментальная доступность элементов и узлов.
В технологичной конструкции должны максимально использоваться унифицированные, нормализованные и стандартные детали и материалы. Аппаратура считается также более технологичной, если в ней предусматривается минимальная номенклатура комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов.
Необходимость разработки для изделий новых материалов с улучшенными свойствами или новых технологических процессов определяется технико-экономическим эффектом их использования в данной аппаратуре.
К числу важных характеристик конструкции РЭА следует также отнести ремонтоспособность - качество конструкции к восстановлению работоспособности и поддержанию заданной долговечности. Для повышения ремонтоспособности в конструкции предусматривают:
а) доступность ко всем конструктивным элементам для осмотра и замены без предварительного удаления других элементов;
б) наличие контрольных точек для подсоединения измерительной аппаратуры при настройке и контроле за работой аппаратуры;
в) применение быстросъемных фиксаторов и т. д.
Конструкция аппаратуры тем ремонтоспособнее, чем меньшую конструктивную единицу она позволяет оперативно заменять.
Эксплуатационные требования. К эксплуатационным требованиям относят: простоту управления и обслуживания, различные меры сигнализации опасных режимов работы (выход из строя, обрыв заземления и т. д.), наличие аппаратуры, обеспечивающей профилактический контроль и наладку конструктивных элементов (стенды, имитаторы сигналов и т. д.). В последнее время развивается направление построения систем высокой надежности и живучести, имеющих в своем составе средства самодиагностики и автореконфигурации системы.
С эксплуатационными требованиями тесно связаны требования обеспечения нормальной работы оператора. Важна также такая организация органов управления РЭА, которая бы отвечала современным эргономическим требованиям и требованиям инженерной психологии.
Требования по надежности. Данные требования включают в себя обеспечение:
1) вероятности безотказной работы,
2) наработки на отказ,
3) среднего времени восстановления работоспособности,
4) долговечности,
5) сохраняемости.
Вероятность безотказной работы есть вероятность того, что в заданном интервале времени при заданных режимах и условиях работы в аппаратуре не произойдет ни одного отказа.
Наработкой на отказ называют среднюю продолжительность работы аппаратуры между отказами.
Среднее время восстановления работоспособности определяет среднее время на обнаружение и устранение одного отказа. Эта характеристика надежности является также важным эксплуатационным параметром.
Долговечностью прибора называют продолжительность его работы до полного износа с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Под полным износом при этом понимают состояние аппаратуры, не позволяющее ее дальнейшую эксплуатацию.
Сохраняемость аппаратуры - способность сохранять все технические характеристики после заданного срока хранения и транспортирования в определенных условиях.
Экономические требования. К экономическим требованиям относят:
1) минимально возможные затраты времени, труда и материальных средств на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия;
2) минимальную стоимость аппаратуры после освоения в производстве.
Тесная связь предъявляемых к аппаратуре требований приводит к тому, что стремление максимально удовлетворить одному из них ведет к необходимости снизить значение других. Так, желание увеличить надежность введением структурной избыточности неизбежно влечет за собой увеличение габаритов, массы, мощности потребления, стоимости. В данном случае выходом служит дальнейшее повышение степени интеграции микросхем.
Соотношение между различными требованиями может быть установлено исходя из типа, назначения и характера эксплуатации проектируемых изделий.
Для универсальных встраиваемых приборов наиболее важные требования - высокая надежность и малая стоимость в серийном производстве.
Приборы для массового потребления должны, прежде всего, иметь малую стоимость. Достижение высокого быстродействия для этого класса приборов - желательное, но не обязательное требование. Обычно стремятся достичь относительного высокого быстродействия, доступного в определенной ценовой категории.
Бортовые изделия должны обладать высокой степенью надежности. При этом стоимость приборов в некоторых случаях не имеет существенного значения.