Изучение нового материала. Запись лекции

Актуализация знаний

Орг. момент

Содержание занятия

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.

Функциональная организация человеческого мозга по современным данным нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока:

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов КГМ (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

2. Блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры)

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры)

Основная форма нервной деятельности – рефлекс – ответная реакция организма на раздражения из внешней и внутренней среды. В изучении рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологи И.М. Сеченов и И.П.Павлов.

Возбуждение и торможение - основные процессы нервной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и торможения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, то в других - соседних или связанных с ним участках - торможение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и coсредоточивается на новой игрушке.

Однако и торможение может вызвать противоположный процесс - возбуждение. Родители часто замечают, что маленькие дети к вечеру «разыгрываются» - прыгают, кричат, смеются. Успокоить их очень трудно. Это связано тем, что дети очень устали, и сильный процесс торможения вызвал противоположный - чрезмерного возбуждения. С этим часто бывает связана и недисциплинированность школьников на уроках после контрольных или в конце дня. Ее может вызвать и большое количество впечатлений, положительных эмоций - например, школьные утренники. Маленькие дети часто не замечают, что они устали, не чувствуют, когда им надо остановиться (когда начинает действовать процесс торможения), и взрослым, поэтому необходимо быть особенно внимательными, чтобы дать им возможность вовремя отдохнуть.

Прием, сличение, переработка сигналов, идущих от внеш­них и внутренних раздражителей, составляет основу сигналь­ной деятельности головного мозга. Сигналы могут непосред­ственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, за­паха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены через язык, через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой(и второй сигнальными системами.

Вторая сигнальная система имеет очень большое значе­ние для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вы­зывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Известно, например, что женщины «любят ушами». Для них важно, чтобы им часто говорили о том, что их любят. Еще один пример. Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.

Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодей­ствуют. Их развитие имеет очень большое значение для че­ловека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслитель­ный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.

Вопрос, который необходимо рассмотреть при анализе строения мозга, касается функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психо­логии обозначается как проблема функциональной асимметрии мозга.

Полушария мозга выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое - подчиненную. Оттого, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует - пра­вой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой - «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой - «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и посте­пенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множествен­ную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче­стве, причем не только художественном, но и научном.

Проблема функциональной асимметрии мозга в насто­ящее время разрабатывается очень интенсивно. Приведем пример результатов одного исследования, задачей кото­рого было изучение и описание психических процессов, протекающих в каждом из полушарий, и установление их связи с некоторыми типичными способами понимания, познания мира.

Левоеполушарие Правое полушарие
Вербальные2 Невербальные, зрительно-пространственные
Последовательные, временные Одновременные, пространственные
Дискретные Непрерывные
Рациональные Интуитивные
Западный техницизм Восточный мистицизм

Многие ученые считают также, что вклад каждого по­лушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Так, есть данные о том, что правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в до­школьном возрасте вносит больший вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда - образный характер познания и восприятия мира детьми-дошкольниками, их бурная фантазия.

Эти данные послужили основой создания новых про­грамм для начальной школы, ориентированных не столько на развитие речевого и логического мышления (как это преимущественно происходит в настоящее время), сколь­ко на образное, чувственное, целостное, т.е. «правополушарное» познание мира.

Основные функции психики

  1. Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение имеет свои особенности:

• Это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий противоречия

• Отражение преломляется через индивидуальность: внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одни тем же человеком в разное время и при разных условиях)

• Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность

• Носит опережающий характер

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя

ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними.

Виды отражения

1. Физическое отражение — простейший вид отражения. На последней стадии развития физического отражения в неживой природе возникла элементарная чувствительность (тропизм), котораяпроявлялась у простейших живых организмов в виде приспособления к воздействиям внешней среды на основе присущего им свойства раздражимости (например, если капнуть в среду простейшихживых организмов какой-нибудь едкой жидкости, они сразу будут разбегаться в разные стороны).

2. Физиологическое отражение — более сложный вид отражения. Низшейего формой являются безусловные рефлексы. Высшей формой отражения выступают условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие (например, домашние животные всегда знают место, в котором их хозяин ют для них еду).

3. Психическое отражение — самый сложный вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм развития — интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных). На высшей стадии в ходе длительной эволюции уже самого человека сформировались и приняли современную форму сознание и самосознание людей, совершенствовалась специфика их проявления естественных и экономических отношениях. Эта стадия отражения характеризуется как:

познание человеком самого себя, своей деятельности и по­дведения;

самоконтроль и самовоспитание;

познание человеком других людей;

познание людьми социальной жизни и социальных отношений.

Психика животных Психика человека
Инстинктивно биологическая Направляется познавательной потребностью, потребностью общения
Руководствуется наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения, устанавливает причинно-следственные зависимости
Типичные, последовательно закрепленные программы поведения Передача опыта через социальные средства, общение
Есть зачатки орудийной деятельности, но не создают никаких новых операций Создает орудия труда

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

1.Психические процессы

Ø Познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание)

Ø Эмоционально – волевые (эмоции, чувства, воля)

2. Психические состояния

Устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность, апатия, сомнение и т.д.

3. Свойства личности

Направленность, темперамент, характер, способности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: