Тема: Музыкальное воспитание детей с нарушением речи

Музыкальное воспитание составная часть эстетического воспитания дошкольников. На музыкальных занятиях формируются навыки слушания, плавного и выразительного пения, выполнения движений под музыку. Дети знакомятся со средствами выразительности. Музыка пробуждает музыкальную отзывчивость. У дошкольников появляется запас любимых музыкальных произведений.

На музыкальных занятиях дети слушают музыкальные произведения, разучивают песни, учатся играть на музыкальных инструментах, пляшут, выполняют музыкально-ритмические упражнения, играют в музыкально-дидактические игры.

Занятия с детьми имеют коррекционную направленность, т.к. у детей имеется ряд отклонений. Так у заикающихся нарушено чувство ритма и темпа, наблюдается напряжение мышечного тонуса, скованность движений, неумение управлять мышечным аппаратом, сопутствующие движения. Стойкость нарушений чувства ритма отмечается у детей с полиморфными расстройствами речи: алалией, дизартрией. У дошкольников данной категории имеют место темповое нарушение и общая моторная неловкость, отсутствие способности к модуляции голоса. В отличие от заикающихся у воспитанников с полиморфными расстройствами речи отсутствие способности к модуляции голоса носит непроизвольный характер и зависит от причин, связанных с природой дефекта речи. У детей с алалией снижено слуховое внимание.

При подборе материала для занятий, необходимо определить его объем, доступность для детей, учитывать дефект, который присутствует при данном речевом нарушении, сроки пребывания детей в ДОУ, согласовать содержание учебного материала с этапом логопедической работы. Содержание музыкального занятия нередко зависит от логопедической работы. Если музыкальное занятие проводится перед логопедическим, то его задачей является подготовка дошкольников к речевому занятию. В этом случае детей не следует перегружать новым материалом, возбуждать играми. Когда музыкальное занятие чередуется с логопедическим, то целесообразно подбирать упражнения, способствующие активному отдыху. В музыкальное занятие, проводимое после логопедического занятия полезно включать больше подвижных игр.

Слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних дошкольников и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звука, находить разницу в силе, высоте, длительности. Музыкальные занятия помогают в работе над развитием фонематического слуха у детей, музыкального ритма и темпа. Дети учатся отличать контрастные произведения: танец-колыбельную, а затем и контрастные части одного и того же произведения (например, «Польки»). Для развития чувства ритма и темпа сочетают слушание музыки с отстукиванием метра, счетом. Следующим этапом работы над развитием чувства ритма является воспроизведение ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиваем сильной доли на барабане. Для такой работы подходят двудольные произведения «Ах вы сени», «Во саду ли в огороде». Работа по воспитанию чувства ритма помогает в дальнейшем перенести эту способность на выполняемые движения, а затем и в детскую речь.

Пение. Для детей, имеющих заикание, полиморфные расстройства речи педагог подбирает песни, направленные на выработку правильного дыхания. Вначале дети поют только гласные звуки, т.к. их артикуляция не вызывает затруднения у дошкольников. От изолированного пения гласных постепенно переходят к пению цепочек гласных звуков, начиная с 2-х, и доводят их до 4-х. В дальнейшем переходят к пению слогов, куда входят и согласные звуки, не вызывающих затруднения у воспитанников. После такой подготовки начинается разучивание песен. Выбор песен дифференцируется в зависимости от речевого нарушения. Вначале уместно брать песни с короткой музыкальной фразой, т.к. у дошкольников выдох является коротким (например, «Петушок», «Василек»). Педагог требует пение фразы на одном выдохе. После каждой музыкальной фразы ребенок должен закрыть рот и сделать физиологический вдох. Впоследствии такое требование переносится на песни с более длинной музыкальной фразой (например, «Дудочка», «Веселые гуси»). Для дошкольников с полиморфными расстройствами речи подбираются песни не только с учетом длинны музыкальной фразы, но и с учетом степени сложности словаря. В первой время дети исполняют только припев песни со звукоподражаниями (например, «Тяв-тяв»). Песни должны быть интересными для детей, эмоциональными. Это побуждает замкнутых, молчаливых дошкольников петь. Постепенно у них обогащается фонетический и словарный запас, расширяется по сложности песенный репертуар. Из-за того, что овладение фонетической и словарной стороной речи у дошкольников происходит неравномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным (например, «Гуси-гусенята», «Летняя»). Речевые роли поручаются детям с более богатым словарем, а остальные воспитанники, у которых медленно идет закрепление и накопление словаря, выполняют звукоподражания. Работать над песнями лучше индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если в первые месяцы при исполнении песен внимание уделяется выработке правильного дыхания, артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песен. Ритм музыки связан с ритмом речи, поэтому необходимо выбирать песни, ударные доли которых приходятся на ударные слоги в тексте (например, «Елочка»). Чтобы дети легче усвоили ритм и содержание песни используется драматизация. По мере того как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью, интонационной выразительностью фраз, работа над песней ведется в том же порядке. Песни должны быть разными по настроению. Ладовая окраска песен помогает ребенку выбрать правильную интонацию. Весело поются маршевые песни (например, «Мой флажок», «Гуси»). Развитие модуляции голоса осуществляется при разучивании ролевых песен: «Теремок», «Цветы на лугу». Дети узнают, что мышки, зайчики, котята поют тоненько, высоко, а медведи. Дед Мороз – низко. В таком же плане ведется работа над динамическими оттенками в песнях. Это подготавливает почву для работы над речью дошкольников. Вначале дети осуществляют счет под музыку, потом переходят к считалкам под музыку («Я куплю себе дуду»), стихотворениям. Ритмизованная речь – легкая форма речи для заикающихся. Для предотвращения ошибок в ритме и темпе чтение стихотворений лучше сопровождать музыкой. Вначале весь текст сопровождается музыкой, затем музыка сопровождает только начало стихотворения. Большую поддержку музыка оказывает ребенку, когда тот говорит прозой. Она снимает ряд причин заикания: страх перед речью и ее торопливость.

Музыкально-ритмические движения. Они облегчают речь, оживляют занятия, делают их интересными для детей. Внимание детей переключается с речи на движения, что помогает в произношении трудных звуков, устраняет сопутствующие движения. Благодаря им, развивается способность к торможению у беспокойных, болтливых дошкольников, воспитывается выдержка. Движения должны выполняться ненапряженно, свободно, четко в ритмическом и темповом отношении. На I этапе большое место отводится регуляции мышечного тонуса, а затем ведется работа над темпом и ритмом движений. Вначале движения являются несложными и соответствуют программе воспитания и обучения. Дошкольники выполняют бег, имитируют полет птиц под музыку «Польки», кружение, поднимание рук по аккомпанемент «Колыбельной», ходьбу под музыку «Марша». Постепенно дети сами учатся определять, какое движение соответствует данной музыке. Полезными являются упражнения, когда ребенок выполняет движения без сопровождения музыки, но в заданном ею темпе. Аналогично проводится работа над ритмом движений. Однако она является более сложной, чем работа над темпом. Начинать следует с самых простых движений, совершаемых под счет, а затем в сопровождении музыки с двудольным размером. Упражнения с предметами дошкольники выполняют под музыку с размером 4/4. Под такую музыку отрабатывается шаг марша, бальный шаг, движения хоровода. Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы, игры. Разучивание элементов танца происходит под счет, затем выбираются танцы со словами. Это позволяет прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений. Когда движения будут отвечать требованиям программы, то их можно использовать в работе над ритмом речи. Движения сочетаются с ударениями в словах (например, дети могут скакать на одной ноге, расставив руки в стороны, изображая букву Т при этом каждый скачок совпадает с ударением: Буква Т на тонкой ножке ловко скачет по дорожке). На более поздних этапах переходят к работе над логическим ударением. Например, дети перешагивают через палку и говорят: ножку выше поднимай (шаг) через палочку шагай (шаг) а другой не отставай (шаг) и флажок не выпускай (шаг). Речевой такт произносится непрерывно на одном выдохе, а движения выполняются только на слове, выделенном логически. В заключении выполняются упражнения, в которых только начало речи сопровождается движением (например, дети строятся в колонну, а командир произносит слова: «Марш, ребята, марш вперед, Я сейчас начну обход…», затем дошкольники останавливаются, а командир говорит без движений: «Слева, справа я пройду и порядок наведу»). В конце обучения проводятся упражнения, в которых присутствует музыка, движения и речь. Музыка и движения могут предварять речь. С детьми разучиваются музыкальные игры-инсценировки. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Отдельные элементы занятий могут проводиться и другими специалистами. Они имеют место на утренней зарядке, прогулках, логопедических занятиях. Последовательность музыкально-ритмических занятий зависит от этапов логопедической работы.

Для заикающихся в период режима молчания и сопряжено-отраженной речи рекомендуется проводить успокаивающие упражнения, упражнения на внимание в сопровождении музыки спокойного характера. От детей не стоит требовать самостоятельного проговаривания движений. Речевое сопровождение движений может выражаться лишь в хоровом повторе вслед за педагогом отдельных слов, фраз. На этапе вопросно-ответной речи упражнения усложняются. Упражнения сочетаются с музыкой и направлены на воспитание чувства ритма и темпа. Вводятся упражнения на координацию движений со стихотворной речью, воспитание ритмической речи. Словесное описание упражнений не сопровождается показом их педагогом. Речь дошкольников активизируется в виде вопросов и ответов: «Кто стоит впереди?», «Кто стоит за тобой?» и т.д. При выполнении общеразвивающих упражнений дети одновременно проговаривают отдельные их элементы. На этапе пересказа и рассказа игры и упражнения усложняются. Они направлены на координацию движений со стихотворной речью и выразительность речи. Дошкольники пересказывают правила игры, выполнения упражнений. На этапе спонтанной речи активизация речи заикающихся достигает своего полного выражения. Дети описывают игру, движения, сравнивают их с похожими, анализируют результаты, обсуждают и комментируют их выполнение товарищами. Опора делается на самостоятельность и инициативу воспитанников. С детьми повторяют и разучивают инсценировки со словами и движениями под музыку и без нее.

Для детей с полиморфными нарушениями речи на I этапе в основном проводятся упражнения, цель которых – выявление двигательных и речевых возможностей дошкольников. В это же время начинается работа по организации детского коллектива (построение в шеренгу). Важной задачей всех упражнений и игр является стимуляция речевой активности. Поэтому важно в этот период выбирать эмоциональные и подвижные игры, игры-соревнования. Проводится работа по воспитанию различных видов внимания и памяти. В упражнениях характер музыки сочетается с движениями, имеющими целью развить их координацию. Воспитатель подробно описывает правила игр, действия, совершаемые детьми, а также предметы, с которыми дети имеют дело. Все это обогащает пассивный словарь дошкольников. На II этапе одной из основных целей игр и упражнений является накопление активного словаря. Поэтому дошкольники действуют с предметами различными по форме, величине, цвету. Воспитанники учатся ориентироваться в пространстве (определяют центр зала, направление на угол и т.п.), удерживать равновесие. Проводятся упражнения, направленные на развитие ритма и темпа. На III этапе детей учат запоминать порядок слов в предложении. Проводятся упражнения, в которых простые элементы соединяются в сложный комплекс движений, порядок которых дети должны запомнить. На этом этапе преобладают упражнения, направленные на развитие координации движений с речью. На IVэтапе уделяется внимание играм на анализ слов в предложении и запоминание их порядка в предложении. С детьми разучиваются различные инсценировки и игры, в которых дошкольники должны запомнить порядок действий.

На протяжении всех этапов заметно меняются роли воспитателя и детей на занятии. Если на I этапе слову воспитателя уделяется большое место, а роль ребенка ограничивается несколькими словами, которые он проговаривает вместе с воспитателем, то на последних этапах объем речи воспитателя уменьшается, а дети сами руководят игрой, объясняют друг другу правила игры, судят о результатах и являются активными участниками в разборе споров, конфликтов, возникающих в процессе игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: