Конспект лекций. Тема 1. Основные понятия. Особенности, специфика и фундаментальные свойства региональной экономики.
Индуктивные умозакл-я
закл-е носит вероят-й харак-р, если это не полн. индукция.
Индук. умозакл-е - есть умозакл-е, в кот-м закл-е о принад-ти к.-либо признака всем элем. множ-ва делается на основе знания о наличии этого призн. у нек-х элем. множ-ва.(от част. к общему)
схема: p(x1) p(x2) … p(xn) x1, x2 … xn Î K | " x; p(x1) p(x2) … p(xn) x1, x2 … xn Î K | " x((x Î R) ® p(x)).
Всяк. индукция основана на философ-х категориях: единич., отдельн. и общее. Диалектика единич., отдельн. и общего: отдельн. – любой самост. предм. или явл-е; единич. -неповтор-е в отдельном, общее -призн. сходства отдельн. предм. или явлений. Индук-я: общее не сущ-т без отдельного, а отдельн. всегда содерж. в себе общее. Зная о наличии призн. предм., можно умозакл-ть, что дан. призн. присущи этому множ-ву. Полн. индук-я – инд-я, когда вывод о принад-ти к.-либо призн. всему множ-ву элем-в делается на основании знания, о наличии дан. призн. у кажд. элем. множ-ва. Если у нас есть закр. множ-во и знание о множ-ве, то вывод всегда достоверен. Если множ-во открытое и неисчисл., то невозм. вывести заключ-е. Неполн. индукция. - инд-я, когда знание о наличии к.-либо призн. у всего множ-ва элем-в, дел-ся на основе знания о наличии дан. призн. у нек-х элем-в множ-ва. Попул-я индук-я – обощ-е, в кот-м путем перечисл-я устан-т принад-ть призн. некотор-м предм-м или частям класса и на этой основе проблемат-но заключ-т о его принад-ти всему классу. Науч. индук-я -умозакл-е, в кот-м обощ-е строится путем отбора необх-х и исключ-я случайн. обстоят-в.
|
|
Предмет региональной экономики. Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
Региональная экономика — сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. На Западе данная отрасль знаний, которая более известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. XX в. Идеологом и непосредственным организатором ее признан У. Айзард. Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. XX в., а как об учебном предмете — лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
|
|
Курс региональной экономики взаимосвязан со многими другими экономическими и иными науками. Он затрагивает области экономической теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук. По мнению академика А. Г. Гранберга, региональная экономика по своей значимости должна занять одно из центральных мест в экономической науке в целом: «...ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика» [17, с. 33].
Предмет региональной экономики в различных научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука. По словам основателя отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасова, региональная экономика «...изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики» [54, с. 19].
А. Г. Гранберг делает упор на необходимость системного подхода к определению предмета этой науки: «...предмет региональной экономики в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются: экономика отдельного региона, экономические связи между регионами; региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов); размещение производительных сил; региональные аспекты экономической жизни» [17, с. 14]. Аргументируя свою позицию, автор отмечает, что региональная экономика изучает экономику региона, точнее, экономику отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственную структуру, социальную сферу и условия жизни, систему расселения и размещения хозяйства, механизм функционирования и управления экономикой и т.д. Наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны и другими странами. Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, а экономика каждого региона становится частью какой-либо одной или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы, или национальная экономика как система взаимодействующих регионов.
Отдельные объекты экономики, такие, как природные ресурсы, население, производство, инфраструктура и т.п., или обобщенно — производительные силы, могут по-разному размещаться по территории (по различным регионам). Изучение размещения производительных сил — процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории объектов и явлений — традиционно включается в предмет региональной экономики, а в рамках планово-административной системы эта проблема была доминирующей частью региональной экономики.
Наконец, к предмету региональной экономики имеет смысл относить также изучение региональных аспектов экономической жизни, включая региональные аспекты экономики производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п. Это означает, что предмет региональной экономики "захватывает" многие другие области экономики и, наоборот, практически все другие области экономики имеют дело с проблемами региональной экономики.
|
|
Имеется мнение, что главной задачей региональной экономики на современном этапе являются изучение и решение региональных проблем экономической реформы. «Курс региональной экономики призван отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. В нем учитываются как относительная устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и социально-экономического положения России» [26, с. 19].
Обобщая сказанное, можно отметить, что предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определения путей и механизмов их решения.
Объект исследования региональной экономики. Следует отметить, что объект исследования региональной экономики в трудах учёных трактуется достаточно определённо и включает по мнению большинства авторов территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.