Методология теории управления

Список использованной литературы

Заключение

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), первое из Европейских сообществ, создано в 1951 6 государствами-членами. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе.

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из Европейских сообществ, создано 6 государствами-членами в 1958 с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб- квартира в Брюсселе.

В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело — практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Более приоритетным для сильных стран являются политические (экономические) интересы с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.

Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества

Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.

Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда.

1. Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико-политического анализа. Истоки 1998 г. № 3 М.: Высшая школа экономики.

2. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России М.: Юрист, 1997 г.

3. «Международные организации» Словарь-справочник. Международные отношения. 1999 г.

4. «ОПЕК в современных международных экономических отношениях» Международные отношения. 1990г.

Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управле­ния — это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

• философская методология (совпадает с гносеологией);

• общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающи­еся во всех науках;

• специально-научная методология, т.е. методология конкрет­ных наук, в данном случае — теории управления;

• методика и техника научного исследования.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: тео­рия отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология —

как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Среди важнейших общенаучных методологических подходов вы­делим:

• исторический, рассматривающий явление в генезисе;

• сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

• системный, исследующий социальное явление в виде со­циальной системы;

• комплексный, ориентированный на междисциплинар­ный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода:

• выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

• определение составных элементов системы;

• рассмотрение отношений между элементами и определен­ной структурой системы;

• анализ функций элементов по отношению к системе;

• выявление системообразующих связей;

• определение механизма функционирования системы.

Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и тео­рии конкретных наук — социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т.д.

Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

1. Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изу­чению организационно-экономического поведения людей. Про­грамма бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на вне­шних формах поведения и его составных элементах — поступках, реакциях и т.д. Общеметодологическими предпосылками бихеви­оризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблю­даемое. Отсюда и основной его тезис — изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной за­висимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпи­рические связи между определенными «стимулами» и «реакция­ми» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.

2. Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. XX в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдви­жения любых универсальных принципов управления деятельнос­тью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа ре­шаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации не­возможно сформулировать универсальные требования к эффек­тивной организации. Одним из центральных понятий, использу­емых представителями ситуационного подхода, является катего­рия управленческой ситуации. Управленческая ситуация — это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей органи­зации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве огра­ничения на применение:

• бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;

• органической модели — низкую квалификацию персонала;

• децентрализованной модели организации — высокий уро­вень автоматизации.

Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управлен­ческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию орга­низации, средства, стратегия и структура.

3. Количественный подход в теории управления основан на при­менении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

1. упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

2. объективно сравнить и описать каждый фактор и отноше­ния между ними;

3.использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного ана­лиза.

4. Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя — в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценнос­тей работников.

Методология теории управления подвержена постоянным из­менениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требовани­ям более глубокого познания управленческих отношений и про­цессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: