Ветровой (эоловый) ряд континентальных отложений

V

III

II

RISC Characteristics

CISC Characteristics

Types of Interrupts

- There are three major types of interrupts that cause a break in the normal execution of a program. They can be classified as:

1. External interrupts

2. Internal interrupts

3. Software interrupts

- External interrupts come from input-output (I/O) devices, from a timing device, from a circuit monitoring the power supply, or from any other external source.

- Internal interrupts arise from illegal or erroneous use of an instruction or data. Internal interrupts are also called traps. Examples of interrupts caused by internal error conditions are register overflow, attempt to divide by zero, an invalid operation code, stack overflow, and protection violation.

- A software interrupt is initiated by executing an instruction. Software interrupt is a special call instruction that behaves like an interrupt rather than a subroutine call. It can be used by the programmer to initiate an interrupt procedure at any desired point in the program.

The design of an instruction set for a computer must take into consideration not only machine language constructs, but also the requirements imposed on the use of high-level programming languages.

- the major characteristics of CISC architecture are:

1. A large number of instructions—typically from 100 to 250 instructions

2. Some instructions that perform specialized tasks and are used infrequently.

3. A large variety of addressing modes—typically from 5 to 20 different modes

4. Variable-length instruction formats

5. Instructions that manipulate operands in memory

The concept of RISC architecture involves an attempt to reduce execution time by simplifying the instruction set of the computer. The major characteristics of a RISC processor are:

1. Relatively few instructions

2. Relatively few addressing modes

3. Memory access limited to load and store instructions

4. All operations done within the registers of the CPU

5. Fixed-length, easily decoded instruction format

6. Single-cycle instruction execution

7. Hardwired rather than microprogrammed control

Other characteristics attributed to RISC architecture are:

1. A relatively large number of registers in the processor unit

2. Use of overlapped register windows to speed-up procedure call and return

3. Efficient instruction pipeline

4. Compiler support for efficient translation of high-level language programs into machine language programs.

Распространение христианства существенным образом повлияло на всю культуру Средневековья, которое датируется историками с V по XVI вв. Самым радикальным изменениям подверглась и философия, испытывающая на себе его влияние с момента появления христианства. В римской культуре сложились две ветви философии. Одна из них продолжала рационалистические идеи греческой Античной философии и подвергала резкой критике христианство за его мистицизм. Она исчезла к V в. Последний языческий философ Ориген был казнен христианами за атеизм и приверженность греческой философии.

Другая ветвь философии развивалась в рамках христианского мировоззрения. Представляется возможным выделить две ее ведущие особенности.

Первая особенность заключается в том, что определяющей установкой всей христианской философии стали слова апостола Павла: «Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Новый Завет «Послание галатам»). Отрицательным отношением к «человеческой», т.е. светской философии была задана новая установка философии — резкое противопоставление веры и разума. Апостол Павел в ряде своих посланий требует, чтобы христиане без размышлений веровали в мудрость Христа. Соответственно, в дальнейшем церковь требовала безоговорочного доверия к Библии, в которой изложено христианское вероучение. Любое критическое обсуждение Священного Писания резко каралось. Любопытная деталь — на протяжении всего Средневековья, вплоть до XVI в. прихожанам и рядовым священникам ниже епископского чина не разрешалось читать Библию. В богословских школах священники заучивали отрывки из Библии наизусть, повторяя их вслед за преподавателем, и затем по памяти вели службу. Делалось это преднамеренно — с тем, чтобы верующие не могли обнаружить противоречия в священных текстах.

Отказывая разуму в доверии, философия должна была опираться не на логику и объективную научную аргументацию, а на субъективную убежденность человека в своей правоте. Опорой таких убеждений, чаще всего, становились моральные заповеди христианства. Отсюда вытекает и вторая особенность всей Средневековой философии — обязательнаявключенность этических категорий в обсуждение любых философских вопросов. Проблема бытия не составила в этом смысле исключения.

Борьба веры и разума в западноевропейской философии определила этапы ее развития. Средневековая философия в своем движении прошла три этапа: 1) апологетика, 2) патристика, 3) схоластика.

Апология (от греч. apologia — защита) — защита какого-либо догмата. Апологетика — ранние христианские учения, защищающие принципы христианства от критики со стороны нехристианских философов. Апологетики резко противопоставляли разум и веру, требовали заменить науку христианскими догматами и доверять только Библии, как высшему знанию. Виднейшим представителем апологетики был Тертуллиан (II в.). В своих полемических работах он противопоставлял божественное откровение человеческому разуму, религию — философии, христианство — язычеству. Тертуллиан провозглашает принцип: «Я верю, потому что это нелепо». С его точки зрения, постичь христианские положения невозможно. В них можно только верить. Тезис Тертуллиана «да — да, нет — нет, что сверх того, то от лукавого» призывает либо доверять, либо не доверять Библии, но не философствовать и размышлять. Размышление, неизбежно приводящее к сомнению, является опасным признаком свободомыслия, внушаемого дьяволом.

Высказывание Тертуллиана направлено против основных идей античной философии и, в частности, против идеи самостоятельного существования мира. В противовес античному пониманию мироустройства христианский догмат веры включает положение о том, что мир создан Богом, зависит от него и существует ради его непостигаемых целей. Тем самым уже в рамках апологетики складывается концепция теоцентризма. Теоцентризм (от греч. theos — бог) — учение, согласно которому бог признается центром Вселенной, и все существующее зависит от него.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater — отец) — философские учения «отцов церкви». Крупнейшим представителем патристики был Аврелий Августин (III-IV вв.), за святость прозванный Августином Блаженным. Особенно большое значение для понимания философии Августина имеют работы «Исповедь», в которой он излагает свои взгляды на проблемы бытия и место человека в мире, и «О граде Божьем», где излагается августиновское видение истории.

Задачу философии Августин видит не в изучении природы, а в доказательствах бытия Бога. По сути, он сформировал новый типа философии - теологию. Теология (от греч. theos — бог, logos — слово) — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистических доказательств на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актом творения». Но как истинно верующий христианин Августин обращается к Библии, обосновывая проблему бытия ее догматами. Свои рассуждения о появлении мира он начинает с догмата о сотворении Богом мира из ничего. Этот факт не вызывает у Августина никаких сомнений и размышлений. Более того, он считает, творение мира «из ничего» доказательством наивысшего могущества Бога.Так Августин создает концепцию креационизма. Креационизм — учение о создании богом мира из ничего.

Сверхъестественный акт творения мира Августин, а затем и последующие христианские философы, считают онтологическим доказательством бытия Бога. Если бы Бог творил мир из уже имеющихся субстанций, то он не был бы всемогущим, т.е. Богом.

Августин уверен, что существуют два бытия: 1) абсолютное бытие (Бог) и 2) сотворенное бытие (бытие мира, вещей, человека и т.д.).

Бог, согласно Августину, есть Абсолют, стоящий над миром. По аналогии с древнегреческими философами Августин пытается определить его атрибуты. И тут обнаруживается, что хоть Бог не доступен лицезрению, но он обладает всеми человеческими качествами, доведенными до совершенства. Он всевидящий, всезнающий, всемогущий, наипрекраснейший, наивысшее благо, наделен сверхъестественными творческими способностями. Наконец, он вечен.

В связи с рассуждениями Августина о Боге, следует обратить на разницу в понятиях — вечность и время в античной и средневековой философии.

В античной философии понятия вечности и времени часто совпадали. Философы употребляли понятие вечности, чтобы подчеркнуть несотворимость и неуничтожимость мировых первоначал и мира в целом. Но сама вечность полна движений и изменений. Все изменения, происходящие в вечности, античные философы называли временем. Время античные философы определяли как период существования космических тел. В такой постановке время признавалось как объективно существующая реальность (т.е. вне человека и его сознания). Современное естествознание также считает время объективно существующей реальностью. Данный подход позволяет считать время, одновременно, и непрерывным, и дискретным. (Дискретность — прерывность). Время непрерывно в том смысле, что оно не может быть создано, а существует как свойство несотворимой и неуничтожимой материи. Но время, одновременно, можно разделить и на отрезки (т.е. оно прерывно), поскольку каждый отдельный материальный объект имеет свой период существования. Так античные философы решали диалектические противоречия времени..

С точки зрения средневековой философии, ориентированной на догматы Библии, время и вечность имеют принципиально иные характеристики. Прежде всего, они определяются онтологическим библейским мифом о сотворении мира, приведенном в I главе Ветхого Завета: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста…». И немного далее: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие:I.1,3).

Очевидно, что сотворение мира – это, одновременно, и сотворение времени. Только с появлением времени начинают происходить изменения в природе, которые опять-таки причину свою имеют в Боге. Миф о сотворении мира несет в себе информацию о последовательности первоначальных глобальных событий, творимых Богом от начала времени: отделение света от тьмы, создание земной тверди, морей, творение небесных светил, живой природы и человека. Таким образом, время, в религиозной христианской философии определяется как характеристика происходящих в мире изменений.

Однако, как считает Августин, мы можем увидеть изменения только в настоящем. Что было в прошлом, мы точно не знаем, а что будет в будущем - нам знать не дано. О прошлом нам свидетельствует память, о будущем мы можем судить по нашим планам и надеждам. Но и прошлое, и будущее мы видим в настоящем, считает Августин. Видим, однако, не сами события или предметы, которых еще или уже нет, а их образы, впечатления, присутствующие в душе. Поэтому время непостижимо для человека. Если прошлое и будущее в собственном смысле не существуют, то нельзя измерить то, чего нет. Измерению временем подлежит только настоящее. Чтобы точнее передать представление о времени, создаваемое Августином, можно вспомнить слова песни из кинофильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

Но если изменение хода событий и процессов измеряются только памятью, надеждами или созерцанием, то время оказывается всего лишь впечатлениями отдельного субъекта. Впечатления от вещей, событий и т.д. остаются в душе и тогда, когда этих вещей уже нет. Тем самым, Августин объявляет время субъективным понятием, существующим только в нашем сознании. В реальности времени не существует, так оно является частью другого состояния — вечности. Применимо ли понятие вечности к миру или к человечеству? Очевидно, нет.

Августин полагает, что понятие вечности применимо только к Богу, как к субстанции, которая существовала всегда, в отличие от мира, возникшего позже. Бог и вечность находятся вне времени. В вечности не могут происходить какие-либо изменения. Ведь если они будут происходить, то это противоречит представлению о Боге как о законченном совершенстве. Бог как Абсолют и высшее совершенство не может изменяться. Следовательно, в вечности царит только покой и отсутствует движение.

К Богу не применимы не только понятия времени, но и пространства. Пространство в античном понимании — это всегда некое место, ограниченное пределами. Поэтому пространство может вмещать в себя только созданный Богом мир. Но сам Бог не может находиться в пространстве, поскольку 1) именно он создает его как какую то ограниченность и 2) любые пространственные пределы ограничивали бы деятельность и всемогущество Бога. Поэтому Августин выводит Бога за скобки мирового пространства.

Согласно новым христианским установкам изучение природы и Бога исключает античные рациональные категории причинности, закономерности, случайности и др. Вместо них в философские рассуждения вводятся этические категории, четко разделяющие мир Бога и мир земной на два самостоятельных бытия. Все, что относится к миру Бога, находящемуся за пределами мира, считается высшим Благом, добром, красотой и совершенством. Этот мир является истинным, неразрушимым (нетленным) бытием. Созданная самим Богом природа, в отличие от Бога, временна, т.е. смертна и, следовательно, она не может быть благом. Она является злом и противопоставлятся подлинному бытию как небытие. Средним между бытием и небытием является постоянно изменяющийся земной мир с конкретными чувственными вещами, живыми существами и людьми. Он трактуется в христианской традиции как временное пристанище земной плоти человека, т.е. как временное бытие, в котором присутствуют как добро, так и зло. Причем, Августин считает, что зло в мир пришло вместе с человеком, изгнанным из рая за своеволие, и только на нем лежит ответственность за все то, что мы называем злом (смерть, катастрофы, войны и пр.). Бог не может нести ответственность за зло, иначе он не может называться высшим Благом, Добром. Так Августин впервые создает концепцию оправдания зла в мире, названную в XVIII немецким философом Лейбницем теодицеей. Теодицея – оправдание Бога.

В схеме бытия и небытия, выстроенном Августином явно чувствуется влияние платоновской философии, с ее представлении о высшем, идеальном мире идей как мира Блага и двух низших уровнях мировой структуры – небытии и кажущемся бытии. Так причудливо осуществилась трансформация преемственность идей античной философии в христианскую теологию, несмотря на стремление теологов к отказу от языческой духовной культуры.

Отношение между Богом и миром складывается следующим образом. Бытие Бога определяется им самим и ни от чего не зависит, в то время как мир зависит от Бога, стоящим над миром и определяющим его судьбу. По сути, и мир, и человек существуют в фатальном, иррациональном мире. Все становится непостижимым для разума. Но и сам мир наполняется чудесами, за которыми скрываются премудрость и всемогущество творца.

Третий этап в развитии средневековой философии начинается в VIII в. К этому времени общая культурная и политическая ситуация в Европе изменилась. После падения Римской империи в V в. бывшие крупные города опустели и население, в основном, было сосредоточено в деревнях. Если в Греции и Античном Риме грамотность считалась нормой для каждого свободного гражданина, то в период Средневековья она существовала только в монастырях. И только в VIII в. в Европе начинается культурный подъем. Растут города, которые становятся культурными центрами. Создаются первые светские школы. В VIII в. был основан первый в Европе Болонский университет (Италия), а вскоре университеты стали появляться во многих странах Европы: Франции, Англии, Ирландии, Германии и т.д. Как правило, в их состав входили три-четыре факультета: теологический, философский, математический и медицинский. Основным предметом в школах была Библия, а в университетах — святоотеческая литература (Тертуллиан, Августин и др.).

Однако, со временем, в университетах складывается интеллектуальная элита, для которой простые догматы Библии и аргументы святоотеческой литературы были неубедительны. Да и университетское обучение требовало более широких знаний. Университетские ученые обращаются к классикам: Демокриту, Платону, Аристотелю с целью более рационально и аргументировано обосновать догматы христианства.

Обучение в школах и университетах было весьма любопытным, с точки зрения современных методов преподавания. Основным способом обучения была простая зубрежка. Школяры (общее название для всех, кто обучался в школах и вузах), должны были заучивать наизусть огромные тексты из Библии, святоотеческой литературы, Платона, Аристотеля и других философов. Считалось, что в ученых диспутах побеждает не тот, кто мог выдвинуть и самостоятельно защитить свою оригинальную идею, а тот, кто мог подкрепить свои утверждения относительно положений Священного писания как можно большим количеством ссылок и цитат из работ греческих и римских философов и отцов церкви. По сути, философия не могла создавать ничего нового, не имела права проявлять самостоятельность. Средневековые теологи определяют ей роль «служанки богословия». Ее задача сводилась лишь к подтверждению старых тезисов о бытии Бога.

Данный способ обучения и философствования был назван схоластическим (от лат. schola — школа), а философия VIII-XIII вв. — схоластической. Схоластика — система образования, в рамках которой философия подчинена теологии, а способы доказательств бытия бога характеризуются соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. Огромное значение в рамках схоластической философии придавалось формальной логике как доказательному методу. И хотя основные законы логики как науки были сформулированы еще Аристотелем, но именно в эпоху схоластики она получила свое настоящее развитие.

В рамках схоластической философии сформировалось два течения: номинализм и реализм. Номинализм (от лат. nomenon — имя, наименование) философское течение утверждающее, что общие понятия и категории существуют только в сознании. Номиналисты (Беренгар Турский, Росцелин, Оккам и др.) утверждали, что существуют в действительности только отдельные, природные, единичные вещи, а общие понятия, которыми мы их обозначаем, вырабатываются в сознании. Номинализм часто называют скрытым материализмом, поскольку в нем отстаивается идея независимого существования природы.

Реализм (от лат. reallis — вещественный) — философское направление, признающее существование общих понятий (универсалий) вне сознания человека. А самым общим универсальным понятием является Бог, невидимый, но постигаемый умом. В качестве доказательства использовались аргументы Тертуллиана, который утверждал, что доказательством существования Бога является даже его отрицание. Ведь когда неверующие (атеисты) отрицают Бога как пустое понятие — они отрицают то, о чем знают как о несуществующем. Но нельзя отрицать то, чего нет. Значит — Бог существует.

Самым видным и влиятельным представителем средневековой схоластики был религиозный деятель и философ XIII в. Фома Аквинский. Он полностью разделял точку зрения схоластов о параллельном сосуществовании двух миров: бытия Бога и бытия мира. Он также был убежден в том, что бытие Бога следует принимать на веру, но считал, что оно нуждается хотя бы в косвенных доказательствах для успокоения неверующих. С этой целью Ф.Аквинский обращается к философии Аристотеля, а точнее, к таким категориям как причинa и следствие. Пользуясь этими категориями, он создает пять доказательств бытия Бога. Все они достаточно похожи друг на друга. Первые четыре доказательства обосновывают причину движения мира, связь причины и следствия, необходимости и возможности и существование высшего идеала. Суть первых трех доказательств сводится к следующему: причина, следствие, движение имеют свою причину. Но всякая причина, следствие и движение имеют также свою предыдущую причину. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который может двигать все, сам оставаясь неподвижным. Под ним все разумеют Бога.

Доказательство четвертое — о превосходных степенях. Если есть что-то прекрасное, то есть и нечто более прекрасное. По степени совершенства объекты можно сравнивать до тех пор, пока мы не дойдем до наивысшего, совершенного образца. И таким образцом является Бог.

Доказательство пятое — телеологическое. Телеология (от греч. — tales) это учение о цели и целесообразности существования мира. Если мир существует, то надо знать для чего? Фома Аквинский считает, что все предметы достигают цели не случайно, но направляются чьей-то сознательной волей. Сами они не обладают разумом и поэтому двигаться к цели не могут. Эту цель знает только Бог.

Ошибка Ф.Аквинского состояла в том, что он переносит целеполагающую деятельность человека на природу. Цели может ставить и достигать лишь человек, а природа существует сама по себе, без всякой цели, по своим собственным законам.

Схоластика как способ мышления диктовала строгие канонические рамки дискуссий и обязательный набор вопросов для обсуждения. Любое инакомыслие строго каралось. Неудивительно, что в конечном итоге, философия зашла в тупик. Оживление философской мысли начинается в эпоху Возрождения, которая охватывает период с XII по XVI вв. Необходимо подчеркнуть особый интерес мыслителей этого времени к натурфилософии античности. Это связано, прежде всего, с ростом научных знаний и интересом к человеку как творению природы. Мыслители Возрождения, естественно, обращаются к уже имеющимся знаниям.

Натурфилософия эпохи Возрождения зачастую носила пантеистический характер. Напомним, что термин пантеизм означает философское учение, отождествляющее бога и мир. Т.е. прямо не отрицая существования бога, философия Возрождения отождествляла его с природой. Тем самым Бог терял свою главную характеристику — креационизм. Философы Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно, Галилео Галлилей и др.) не выходили за рамки религиозных воззрений, но при помощи пантеизма ухитрялись приземлять Бога и одновременно возвышать природу до состояния божества.

По мнению Кузанского, одних перечислений божественных атрибутов (высший свет, ум, мудрость и т.д.) недостаточно, так как ни одно из них и все вместе эти перечисления не могут исчерпать величие и бесконечность Бога и сотворенной им божественной природы. Как философская проблема — Бог и мир предстают как проблема соотношения конечного мира вещей с бесконечным первоначалом.

Внимание к проблеме бесконечности приводит Н.Кузанского к понятию бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Чтобы решить эту проблему следовало отказаться от традиционных формально­логических доказательств, которыми пользовались все богословы, в том числе и Ф. Аквинский. Здесь необходим был иной, диалектический подход, и именно диалектика мира и Бога составила главное содержание философии Н. Кузанского. Мыслитель разрабатывает структурно-математический метод, ставший предшественником математического анализа — одной из фундаментальных математических теорий.

Бог, в представлении Н.Кузанского есть начало бытия, начало конечных (временных) вещей. Он называется абсолютным максимумом. Но, как максимум он охватывает собою все малые вещи. Это означает, что максимум совпадает с минимумом. Из данного постулата Н.Кузанский делает вывод о диалектическом совпадении противоположностей в бесконечности. Максимум (Бог) бесконечен и в нем все различия и противоположности исчезают. Кроме того, он может быть и «ничтожно малым», так как присутствует в малых вещах. И эти вещи, предметы материального мира сохраняют все качества, которые присущи Богу как максимуму. Именно так трактуемый Бог обнаруживается не как некая потусторонняя сила, а как неразрывное единство Бога и мира. Бог понимается не как творец, создающий мир «из ничего», а как Бог, охватывающий весь мир, вечно присутствующий во всем.

Как же возникает природа из Бога, если он не сотворял ее? Кузанский рассматривает этот процесс как «развертывание» абсолюта. Дело в том, что Бог есть «все, но в свернутом состоянии». Иными словами он не личность, а некая идеальная возможность для появления и существования мира. Процесс этот можно представить как развертывание линии из точки, развертывание времени из мгновения. Понимаемое как развертывание бытие мира не может быть временным, как это утверждает Библия. Вечность есть процесс бесконечного становления и непрерывности, в котором невозможно выделить отдельные изолированные моменты. Поэтому невозможно установить, где было начало мира, где его конец, где Бог, а где природа. Разрушая старое представление о мире, Н.Кузанский видит в Космосе проявление безграничного, божественного могущества.

Идеи Н.Кузанского развивает Дж. Бруно. Он возвращается к забытому натурфилософскому понятию «первоначало», правда, придавая ему более широкий смысл, чем греческие натурфилософы. Первоосновой мира выступает материя, называемая им Единое. По сути под материей Бруно понимает природу в целом. В Едином совпадают единство и множественность, минимум и максимум, ибо в единой частице материи заключены все свойства Вселенной, считает Бруно. Учение о диалектическом совпадении противоположностей в Единой Вселенной Бруно противопоставляет креационизму. Он отстаивает идею о всеобщей одушевленности материи. Его Бог — это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы. Бог растворен в природе. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Пантеизм Бруно привел его к материалистическому пониманию природы. Движение как внутренний принцип природы, является не случайным, а необходимым. «Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения» (в виде бога как перводвигателя, создателя, творца).

Идеи Дж. Бруно усилил Н.Коперник. Он упразднил из космологии Бога как источник движения. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, то есть их природой. Благодаря природе отпадает надобность во внешних двигателях, а, в конечном счете, и в Неподвижном Двигателе. Тем самым, философия Возрождения приблизилась к отрицанию Бога в общей картине мира.

Заключение. Средневековая философия прошла длительный путь развития, включая этапы апологетики, патристики и схоластики. Ее основные ориентации были связаны с приоритетом веры над разумом. Проблема бытия решается проблема вечного бытия Бога и временного земного бытия. В средневековой философии были разработаны концепции креационизма, теологии и телеологии.

В ходе последующего развития философии и естествознания эти концепции были опровергнуты. Философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую в своей главенствующей тенденции картину мира, тяготея к отрицанию божественного, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир из ничего, он «со-вечен» миру и сливается с законом необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей.

Натурфилософия Возрождения оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Эоловые отложения в современную эпоху образуются на значительных пространствах в пустынях и по их ближайшей периферии. В более ранние отрезки Q периода их толщи формировались также в примыкавшей к материковым оледенениям обширной перигляциальной зоне, которая отличалась засушливым климатом. На остальной (большей) части суши эоловые отложения имеют резко подчиненное значение в строении континентального осадочного покрова. Из-за сомкнутого растительного покрова здесь процессы развевания почти не проявляются, а локализуются только в узких полосах песчаных пляжей по берегам некоторых морей и крупных озер. Но в этих обстановках перенесенная ветром на некоторое расстояние основная масса частиц лишь пополняет материал, транспортируемый другими агентами денудации, не образуя самостоятельных отложений.

Выделяются две группы эоловых отложений: 1) перевеянных отложений (перфляционная), 2) навеянных отложений (суперфляционная).

Первой группе соответствует генетический тип эоловых (перевеянных) песков, второй - эоловых (навеянных) лессов. Отложения обоих генетических типов не столь тесно связаны парагенетически, как члены других генетических рядов. Они часто пространственно разобщены и в разрезах сочетаются с иными генетическими образованиями.

Надо сказать, эоловые пески являлись объектом интереса многих исследователей (Н.А.Соколов, М.П.Петров, Б.А.Федорович, А.В.Сидоренко и др.). Изучались динамика их накопления, особенности сортировки и текстурные признаки (тип слоистости). Тем не менее, до настоящего времени диагностика эоловых отложений в ископаемом состоянии является трудным делом. Для решения задач Q стратиграфии и палеогеографии проводятся в основном наблюдения над сохранившимся от прошлого характерными формами песчаного эолового рельефа (дюнами, барханами и т.д.). В областях распространения Q материковых оледенений и примыкавшей к ним перигляциальной зоне широко распространены древние, в настоящее время неподвижные и поросшие лесом материковые дюны, которые покрывают большие площади на поверхности прежних зандровых полей, древнеаллювиальных речных террас и песчаных равнин типа Припятского Полесья и Мещеры. Возраст большинства из них соответствует возрасту последнего оледенения Европы, что доказывается соотношением их с речными террасами и археологическими находками. Наличие этих материковых дюн указывают на фазу резкого иссушения климата и исчезновения сомкнутого растительного покрова на обширных пространствах. Иногда наблюдается существование дюн более древних генераций, которые отличаются плохой сохранностью и другой ориентировкой. Частично они перекрываются более поздними эоловыми песками и отделяются от них погребенными почвами, что указывает на неоднократное повторение фаз иссушения климата и в более ранние отрезки Q времени. В целом генезис эоловых песков практически ни у кого сомнений не вызывает. Эоловые пески хорошо сортированы, песчаные зерна округлые, нередко хорошо отшлифованы, представлены преимущественно Qv.

Иначе обстоит дело с вопросом о происхождении эоловых лессов. Эта проблема имеет полуторавековую историю исследований. Наиболее полный обзор этих исследований приведен в монографии Н.И.Кригера (1965). Итак, все исследователи лессов и сходных с ними пород согласны с тем, что образование их происходило в субаэральной обстановке и при семиаридном климате (на что указывает значительное содержание карбонатов). Однако в отношении источников способов переноса и отложения слагающего лессы материала между сторонниками разных концепций продолжаются дискуссии:

1) эоловой, водно-ледниковой (в приложении к лессам Украины);

2) пролювиальной и пролювиально-делювиальной (преимущественно к лессам Средней Азии);

3) почвенно-элювиальной (рассматривающей лессовидный габитус пород как результат наложенного процесса «облессования»;

4) «комплексной» концепции, рассматривающей лессы как полигенетические образования.

Изложение сути концепций дано в монографии Н.И.Кригера.

Характерным комплексом признаков лессов является:

1. Однородность по всей толще (в разрезе и по простиранию);

2. Сложение пылеватыми частицами алевритовой размерности (0,1-0,01 мм) при подчиненном значении глинистой и тонкопесчаной фракций и отсутствие крупных частиц;

3. Отсутствие слоистости;

4. Наличие тонкорассеянного карбоната Ca;

5. Проницаемость породы многочисленными вертикальными трубчатыми макропорами и повышенная общая пористость (недоуплотненность);

6. Связанная с пористостью просадочность толщи под нагрузкой и при замачивании;

7. Столбчатая отдельность.

Мощность лессов достигает десятков метров.

Эти признаки в той или иной степени присущи всем алевритовым субаэральным отложениям, образовавшимся в семиаридной обстановке - многим разновидностям делювия; осадкам периферических фаций некоторых пролювиальных выносов и, конечно, эоловым алевритам, образовавшимся путем накопления пыли, принесенной ветром, и частично переотложенной водами поверхностного стока.

А в общем, решение проблемы генезиса лессов должно основываться на детальном изучении литологии, геологических и геоморфологических условий залегания и прослеживания фациальных изменений лессовых толщ, реально наблюдаемых в природе.

В связи с дискуссионностью проблемы генезиса лессов они не могут пока считаться представителями какого-либо одного генетического типа отложений и поэтому нередко выделяются на геологических разрезах и картах Q отложений по литологическим признакам, без указания генезиса. Но это не мешает их широкому использованию как показателей климата времени накопления и как объектов стратиграфических исследований.

Для лессов Украины, например, на основании их соотношения с речными террасами, а с помощью прослеживания последних и с ледниковыми отложениями, доказана синхронность с развитием материковых оледенений на Европейском континенте. В их толщах погребены многочисленные горизонты ископаемых почв степного, преимущественно черноземного типа, образовавшиеся в близкой к современной климатической обстановке, т.е. соответствующие межледниковым интервалам времени. Таким образом, разрезы лессов являются важнейшей основой климатостратиграфии.

Вулканический пепел образовывался за счет осаждения вулканической пыли, удаленно отнесенной ветром и выпадающей вне вулканической области. Формирует тонкие прослои, залегающие среди отложений других генетических типов, и резко отличающиеся от последних составом - осколки вулканического стекла, и полной неокатанностью частиц, имеющих самую различную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: