Зак. 367 ' 481

Детям дают бумагу, цветные фломастеры и карандаши и предлагают нарисовать все, чего они боятся (в среднем каж­дый ребенок изображает 3—5 разных предметов либо собы­тий). Потом предлагается по очереди «стать своим самым страшным страхом» (собакой, Бабой-Ягой...) и напугать других детей группы. Но, чтобы они правильно пугались, надо им показать, как надо бояться этот страх: убегать, дро­жать, закрывать глаза... Одни дети показывают, как именно надо бояться, а другие дети демонстрируют этот испуг. По­том, в процессе игры каждый ребенок отождествляется со своим самым большим страхом. Это позволяет быстро и ус­пешно преодолеть фобические реакции, отнестись к ним со смехом. Дается домашнее задание — нарисовать «Как я свое­го страха не боюсь».

Занятие 4. Цель: тренировка памяти и внимания, начало сказочно-игровой терапии.

Если на первых трех занятиях психолог не только не сти­мулировал речь, а и немного противодействовал высказы­ваниям вслух, обращая больше внимания на невербальные аспекты общения, то с этого занятия группа понемногу начинает разговаривать и на психологическом тренинге. Дети разбиваются на пары, каждая пара садится спиной друг к другу и получает задание: «Расскажи как можно точнее, во что одет товарищ в твоей паре», После рассказа дети повора­чиваются лицом и сравнивают свой рассказ с реальной одеж­дой.

Потом психолог демонстрирует комплект кукол для руч­ного кукольного театра, предлагая детям выбрать ту куклу, которая им нравится, рассказать об ее характере, показать, как она двигается и разговаривает.

Окончание — групповая игра «Ладошки».

Занятие 5. Цель: продолжение тренировки памяти и вни­мания, работа с «Кукольным театром».

Игра «Назови...» Детям предлагается по очереди назвать как можно больше слов, принадлежащих к какому-нибудь классу: цвета, имена, овощи и т. д. Каждый ребенок назы­вает свое слово и повторяет предыдущие:

7 зеленый,

8 зеленый и желтый,

9 зеленый, желтый и красный... и т.д.

Затем дети снова берут «своих» кукол и, разбившись на пары, создают мини-сценки взаимодействия между персо­нажами, потом пары меняются, пока все персонажи не по­общаются со всеми.

Окончание — групповая игра «Сделай, как я*.

Занятие 6. Цель: продолжение работы с «Кукольным те­атром».

Дети по очереди создают и рассказывают сюжет сказки, в которой принимают участие их персонажи. Психолог по­могает им, напоминая о других персонажах, записывая удач­ные события. Потом психолог читает, какая сказка вышла, дети дополняют ее.

Окончание — групповая игра «Третий — лишний».

Занятие 7. Цель: продолжение тренировки памяти и вни­мания.

Репетиция спектакля.

Игра «Что изменилось?». Один ребенок зажмуривается или отворачивается к стене, другие что-либо изменяют — вста­ют, садятся, переодеваются, меняются местами. Задание — увидеть, что изменилось.

Когда все дети побывали в роли ведущего, психолог на­поминает содержание спектакля, дети разбирают кукол и проводят репетицию. Работа с «Кукольным театром» в зна­чительной степени способствует преодолению страха речи («Это же не я говорю, а Лисичка»), тренирует детей выска­зываться выразительно, эмоционально, импровизировать и не бояться публики. На репетициях могут присутствовать и сотрудники отделения: логопед, педагог-воспитатель, сту­денты, которые дарят «актерам» искренние аплодисменты.

Занятие 8. Заключительный концерт— демонстрация спектакля в присутствии родителей и всего персонала отде­ления. Во время подготовки и демонстрации кукольного спек­такля дети имеют возможность проиграть свои фобии, аг­рессивные импульсы и т. д. Значительно повышается само­оценка, в процессе совместной деятельности улучшаются отношения со сверстниками.

Групповые игры «Названия», «Великаны и карлики» и по­добные им проводятся не только во время психологической коррекции, а и закрепляются в ежедневных играх с педаго­гом-воспитателем.

16* 483

Коррекционная программа для подростков также была направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей лич­ностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной кор-рекционной работы с проблемами, которые были обна­ружены во время тренингов. На первых двух занятиях психо­лог предупреждает группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) пись­менных вопросов. Это сразу снимает психологическое на­пряжение у подростков, создает более творческую атмос­феру занятий.

Занятие 1. Цель: тренировка невербального общения.

Упражнения:

«Присоединение по позе». Один партнер сидит так, как ему удобно, второй — старается максимально точно скопи­ровать его позу. Потом они меняются ролями.

«Присоединение по дыханию». Один партнер вспоминает что-то приятное, второй смотрит и старается дышать синх­ронно. По завершении пара меняется ролями.

«Покажи действие». Подростки по очереди показывают, пользуясь средствами пантомимы, какую-то деятельность: готовлю уроки, работаю за компьютером, убираю и т. п.

«Продолжи действие». Начинается как предыдущее уп­ражнение, но по сигналу психолога действие прекращает­ся, и его продолжает другой участник.

Занятие 2. Цель: продолжение тренировки невербального общения.

Упражнения:

«Эмоции по кругу». Упражнение, аналогичное тому, что проводилось с младшей группой, но подростки сами по очереди выбирают и демонстрируют какое-то эмоциональ-• ное состояние.

«Войти в образ». Один ребенок выходит из помещения и представляет себя кем-то другим: бабушкой, хулиганом, учителем. Войдя в тренинговый зал, в течение 1—2 минут демонстрирует особенности походки, мимики, поведения персонажа.

«Тень». Группа разбивается на пары. Один ходит, садит­ся, ведет себя, как ему удобно и приятно. Партнер-тень пол­ностью копирует движения ведущего.

«Ладошки». Партнеры становятся напротив друг друга, закрывают глаза, соприкасаются ладонями. Задание — де­лать какие-либо движения, сохраняя контакт ладоней.

Занятие 3. Цель: тренировка эмоциональной саморегуля­ции.

Упражнение:

«Ситуации», Подростки выбирают названия каких-либо эмоциональных состояний: «Заинтересованность», «Ра­дость», «Гнев»... Каждый из участников — по одному состо­янию. Потом ведущий называет различные эмоционально-нагруженные ситуации: «Отвечаю около доски и отношусь к этому...» Бросает мяч ребенку, который отвечает «своим» эмоциональным состоянием: «... с интересом». Это упражне­ние помогает отделить ситуацию как таковую от эмоцио­нального отношения к ней.

Занятие 4. Цель: тренировка навыков поведения в конф­ликтных ситуациях.

Упражнения:

«Рамки разговора». В паре каждый подросток решает, ка­кую деятельность он хочет осуществлять со своим партне­ром. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли погулять в парк», «Я хочу, чтобы мы попили сока в кафе». Во время первой части упражнения подросткам предлагается договориться между собой, используя рамку высказывания: «Нет, но...» После того, как группа убедится, что таким образом дос­тигнуть согласия трудно, они меняют партнеров и догова­риваются, используя рамку «Да, и еще...», убеждаясь, что достичь согласия таким образом значительно легче.

«Три позиции». Кто-то из подростков вспоминает ситуа­цию, в которой возник конфликт — со взрослыми или свер­стниками. С помощью психолога он анализирует ситуацию, входя в три разные роли: самого себя, своего собеседника, постороннего наблюдателя, — пока не находит наилучшего для себя варианта поведения.

Занятие 5. Цель: расширение диапазона поведения во вре­мя общения.

Упражнение:

Сатир-категории (см. 12.1). Психолог знакомит подрост­ков с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, — и предлагает им про­демонстрировать сначала один, а до конца занятия все ва­рианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с на­званиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, пе­рейти к другому стилю поведения

Занятие 6. Цель: начало тренировки навыков общения в группе.

Упражнение'

«Воздушный шар». Подростки садятся в круг и попадают в заданные обстоятельства игры: «Летим на воздушном шаре к острову, на котором осуществляются все желания». Дается время на сбор вещей, установление иерархии — кто за что отвечает. Начинается «путешествие», во время которого ве­дущий-психолог создает приключения, например: «Прямо по курсу — НЛО!», и быстро реагирует, развивая сюжет, на действия группы, пока команда не «доберется до острова» или не «погибнет». Это зависит от успешности взаимодей­ствия в группе и возможностей быстрого реагирования на внешние воздействия.

После игры проводится анализ поведения участников: «Чего вы хотели достичь?», «Удалось ли это?», «Что в твоем. характере мешало достижению цели?»

Занятия 7—8. Цель: продолжение тренировки навыков общения в группе.

Упражнения:

Аналогичные игры-приключения: «Пиратский корабль», «Цивилизация», «Фирма», где дети тренируются, изменяя роли, общаться в группе и достигать своей цели.

Занятие 9. Цель: формирование целенаправленного пове­дения, навыков формулирования цели.

Упражнение:

«25 желаний». Подростки пишут 25 своих желаний, по­том разбивают их на группы: «Хочу иметь...», «Хочу быть...», «Хочу достичь...» Выбирают из них какое-то среднее по

сложности и тренируются в парах по построению цели, со­гласно критериям:

10 позитивная формулировка,

11 зависит именно от тебя, а не от других,

12 что будет, когда я этого достигну?

13 как я узнаю, что уже достиг?

14 какой надо сделать первый шаг?
Занятие 10. Цель: завершение работы группы.
Упражнения:

Никаких упражнений! Пьем чай, рассказываем, чему научились в группе, чего желаем в жизни, вспоминаем смеш­ные случаи, радуемся окончанию курса лечения, грустим, танцуем...

Таковы реабилитационные логопедические группы. Здесь мы смогли описать только некоторые упражнения и мето­дики проведения занятий, но надеемся, что это даст воз­можность практическим психологам самостоятельно разра­батывать коррекционные программы для своих групп, в своих обстоятельствах.

ЗАДАЧИ

Задача 1. Во время работы группы один участник (Юра, 15 лет) не выполняет упражнения, смеется, задает вопросы не по теме об­суждения, всячески привлекая к себе внимание группы и дезорга­низуя работу. На прямой вопрос тренера, зачем он это делает, сле­дует реакция: «Я жду, когда вы меня выгоните, ведь все учителя рано или поздно меня из класса выгоняют!»

1. С чем связано такое поведение подростка?

2. Как бы вы действовали на месте психолога, чтобы восстано­
вить «рабочее состояние» группы?

Задача 2. Начало работы группы. Вика (16 лет) во время выска­зываний участников о целях работы в группе чувствует сильную ско-ванность.-говорит: «Мне интересно, я бы хотела посмотреть, что тут будет происходить...» При индивидуальном обследовании до нача­ла работы в группе у нее была выявлена выраженная акцентуация по шизоидному типу, заниженная самооценка. Девочка жалуется на трудности в контакте со сверстниками, как с девочками, так и с

мальчиками. Родители также замкнуты, необщительны, в доме ни­когда не бывает гостей. Участие в группе — инициатива самой Вики, связанная с желанием научиться лучше общаться.

Какие действия можно предпринять, чтобы помочь Вике войти в группу? Перечислите, как минимум, 5 способов.

Задача 3. Два участника группы (тренинг «Этология») постоян­но «подкалывают» друг друга, во время телесных упражнений сра­жаются вплоть до нарушения инструкций. Они учатся в разных клас­сах, и каждый из них является лидером в своем классе, доставляя немало хлопот учителям в связи с нарушениями поведения: прогу­лами, срывом уроков. При этом успеваемость и интеллект у обоих подростков достаточно высоки. Такое соперничество в группе от­влекает внимание других участников, мешает им сосредоточиться на собственных реакциях. Могут возникнуть «группы болельщи­ков».

1. Придумайте, как минимум, 3 способа как нейтрализовать вли­
яние «соперников» на группу.

2. Предоставьте 5 вариантов поведения с целью использования
ситуации как элемента обучения.

Задача 4. Тренинг «Возрасты жизни». Идет игра в мяч, одна из участниц (Таня, 14 лет) несколько раз бросает мяч с нарастающим чувством тревоги, потом выходит за круг, застывает с расфокуси­рованным взглядом. При тихом уточнении, что случилось, выясня­ется, что Таня вспомнила ситуацию игры с мячом в клинике глаз­ных болезней. Ей тогда было 7 лет, и она очень боялась, что тяже­лый мяч попадет в глаза, разобьет очки... Сейчас страх примерно той же силы.

1. Возможные варианты поведения психолога, если:

а) ему важно сохранить активность группы,

б) ему важно нормализовать состояние Тани в данный момент,

в) ему важна коррекция фобической реакции?

2. Каковы действия психолога, если это группа не школьников, а
студентов, психологов?

Рекомендуемая литература

Бейтсон Г., Бейтсон М. Ангелы страшатся. К эпистемологии священ­ного / Пер.с англ. В. Котряла. М., 1994.

Ван Лавик-Гудолл Дме. Г. Невинные убийцы. Моуэт Фарли. Не кричи • «Волки!» Лоренц К. Человек находит друга. М., 1982.

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., 1997.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых. М., 1995.

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательною, М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: