Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)

ЛК 2. Реализация систем экологического мониторинга

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арефьев Е.С. Формирование политической культуры российских граждан в условиях современной социальной политики (На примере Волгоградской области) // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. М., 2009.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.. 2008.

4. Гиртц С. Психология власти. СПб, 2008.

5. Глебова И.Н. Политическая культура России. Образы прошлого и настоящего. М. 2006.

6. Зелетдинова Э.А. Политическая культура и политические ценности жителей российской провинции / Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г.

7. Малинова О.Ю. Исследования политической культуры в России: особенности национального академического дискурса и интернациональные методологические проблемы // Политическая наука в России. М., 2008.

8. Материалы социологических исследований проведенных в Саратовской области // Отчет о результатах социологического исследования по одномандатным избирательным округам саратовской области (28-августа – 7 сентября 2007 г.). Саратов, 2007.

9. Мелешкина Е.Ю. Политическая культура // Политический процесс:.основные способы анализа: Сборник чебных материалов. М., 2000.

10.Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов. 2009.

11. Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура. М., 2000.

12. Политическая культура: теория и национальные модели / Под ред. К.С.Гаджиева. М., 1994.

13.Политическая культура: Теория и национальная модель / Под ред. Гаджиев К.С., Гудименко Д.В. М. 1914.

14. Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. №№ 1,2.

15. Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. М., 2010.

16. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2012.

17. Ширинянц А.А. Вне власти и вне народа. Политическая культура интеллигенции России в XIX - нач. ХХ вв. М.: РОСПЭН, 2002.

18. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003.

.


[1] Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С.LIV.

[2] См., например: Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. №№ 1,2.

[3] Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов. 2009. С.149.

[4] Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003. С.251.

В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде было предложено организовать Службу Земли, которая в настоящее время является частью Программы ООН по проблеме окружающей среды (ЮНЕП). Компонентами Службы Земли были предложены Глобальная система монито­ринга окружающей среды, оценка, исследования и об­мен информацией. Основная задача ГСМОС была определена как задача раннего предупреждения о наступающих естественных или антропогенных измене­ниях состояния природной среды, которые могут нанести прямой или косвенный ущерб здоровью или благосостоянию людей.

Были определены основные цели про­граммы ГСМОС:

- организация расширенной системы предупрежде­ний об угрозе здоровью человека;

- оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;

- оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых це­почках;

- оценка критических проблем, возникающих в ре­зультате сельскохозяйственной деятельности и земле­пользования;

- оценка реакции наземных экосистем на воздейст­вие окружающей среды;

- оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;

- создание усовершенствованной системы предупре­ждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При этом конечные цели ГСМОС:

· установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распре­деления в пространстве и времени;

· знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений;

· обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различ­ных странах, обмен опытом организации мониторинга;

· обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.

Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определе­нию:

· в воздухе — взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфа­ты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДЦГ и другие пестициды;

· в атмосферных осадках — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, 3,4-бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и ани­оны (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидро­карбонат анионы);

· в пресных водах, в донных отложениях и почве — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДЦГ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);

· в биоте — свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, 3,4-бенз(а)пирен, ДДГ и другие пести­циды.

Как видно, принятая международным сообществом глобальная система предусмат­ривает мониторинг техногенных загрязнений химического характера.

Для того чтобы организуемая система ГСМОС не дублировала в своей работе уже существующие системы, были при­няты следующие важные принципы:

· межправительственное сотрудничество по монито­рингу должно строиться «по возможности максимально» на основе существующих национальных и международ­ных систем.

· необходимо «по возможности максимально» ис­пользовать специальные агентства ООН в качестве на­чальной основы для координирования и осуществления программы мониторинга.

· приоритет должен быть предоставлен глобальному и региональному (многонациональному) мониторингу.

· система мониторинга должна проектироваться таким образом, чтобы удовлетворять четко сформулиро­ванным требованиям, а мероприятия по оценке данных должны быть общей частью проекта такой системы.

Таким образом, для многих целей речь шла не об организации новых служб, а о максимальном использовании уже существующих систем, их поддержке и развитии, эффективном использовании информации и коор­динации в рамках создаваемых структур.

За прошедшие после формулировки концепции ГСМОС годы в международном плане были проведены значительные работы по организации наблюдений и исследований изменений состояния природной среды. Некоторые из них осуществлялись в рамках программы ГСМОС, некоторые самостоятельно.

Проводится организация мониторинга загрязнения воздуха в городах более чем 50 стран и качества воды на 300 станциях в 70 странах.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) осуществляет широкую программу измерений загрязнений на сети фоновых станций являющейся частью Всемирной службы погоды. Эта сеть состоит из 176 станций, из которых 75 передают данные о химиче­ском составе осадков. В эту сеть включены следующие типы станции:

· базовые станции для глобального мониторинга очень низких фоновых концентраций наиболее важных составляющих атмосферы;

· региональные станции для мониторинга долгопе­риодных изменений состава атмосферного воздуха, вы­званных региональным воздействием человеческой дея­тельности - практикой использования земель и др.;

· региональные станции с расширенной программой.

При осуществлении измерений на всех этих станциях большое внимание уделяется использованию единых методов анализа, интеркалибрации. Данные измерений станций регулярно публикуются.

Собран весьма обширный материал, связанный с воз­можными изменениями и колебаниями климата. Здесь большая работа проведена Всемирной службой погоды (ВСП) ВМО. В рамках ВСП проводится широкий меж­дународный обмен данными, полученными на сети кли­матологических станций; в единые центры собираются данные наблюдений за солнечной радиацией, атмосфер­ным озоном. Специальная программа наблюдений создана в связи со второй задачей — изучением и модели­рованием климата - в рамках Программы исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП). Наблюдения за составом атмосферы, рядом примесей в атмосфере, аэрозольной составляющей также входят в программу и осуществляются с целью понимания возможных изменений климата. Очень важны многие из этих дан­ных для использования в прикладных целях при опти­мальной организации и ведении хозяйства, строитель­стве, освоении природных богатств.

Серьезным направлением мониторинга, в ко­тором международная деятельность и система ГСМОС уже сыграли свою роль, является мониторинг загрязне­ний океана. Здесь особое значение имеет международное сотрудничество в целях получения информации об уровнях и тенденциях загрязнений морей и океанов в ре­гиональном и глобальном масштабах, загрязнений, ко­торые представляют потенциальную опасность для здо­ровья человека, имеют вредное воздействие на морские экосистемы и влияют на энерго - и массообмен между океаном и атмосферой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: