Олигопольная взаимозависимость

Олигопольное поведение в отсутствии сговора

Тема 5. Олигополия

Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Поскольку каждый олигополист сталкивается только с небольшим числом соперников, его действия, как правило, будут оказывать заметное влияние на каждого из них. При максимизации прибыли он должен принимать в расчет свои взаимоотношения с этими соперниками. Поэтому он должен пытаться предвидеть их действия и их реакцию на это собственные действия, отдавая себе отчет в том, что его соперники также пытаются предвидеть его собственные действия и реакцию. Эти взаимодействия делают проблему максимизации прибыли в условиях олигополии очень трудной и как следствие создают сложности в прогнозировании олигополистического поведения.

Поведение олигополистов можно рассматривать с двух сторон:

1. Олигопольное поведение в отсутствие сговора

2. Олигопольное поведение, основанное на соглашении между сторонами олигополии

Принципы олигопольного ценообразования интересны и важны для экономистов не только потому, что это основной метод, но и потому, что он ставит сложные про­блемы. Когда преобладает чистая конкуренция или монополия, существуют четкие определенные решения в отношении цен и объема выпуска, принимая максимизацию ожидаемых прибылей в качестве единственной цели управляющих, которые обладают определенными (хотя и вероятностными) ожиданиями относительно будущего объема спроса и издержек. В условиях конкуренции между немногими, однако, это не так. Каждая фирма признает, что ее лучший выбор зависит от решений, которые принима­ют конкуренты. Фирмы зависят друг от друга, и они остро осознают это. Далее, их решения зависят от допущений, которые они делают относительно решений конку­рентов и их реакции – таких допущений может быть много. Эти решения пройдут долгий путь, прежде чем будет определен уровень прибыльности фирмы и результат деятельности фирмы в отрасли. Уже поверхностное наблюдение говорит о том, что в условиях олигополии любое явление действительно может иметь место. Одни отрасли – на ум приходят производство сигарет и готовых завтраков – в течение нескольких лет успешно поддерживают цены выше издержек. Другие, несмотря на условия, которые на первый взгляд благоприятны для кооперативного и согласованного поведения, тя­готеют к войне цен.

Основная трудность, с которой сталкивается член олигополии, - неопределен­ность относительно действий конкурентов и их реакции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна определить, какой стратегии придерживаются конкуренты в поисках прибыли. Для теоретика проблема состоит в установлении тех допущений, которые, вероятно, принимает фирма для обеспечения максимизации прибыли, ими­тируя олигопольные поведение и деятельность.

Первая заслуживающая внимания по­пытка была предпринята в 1938 г. Августином Курно. Курно утверждал, что фирмы выбирают объем выпуска, максимизирующий их прибыль, допуская при этом, что объем реализации конкурентами фиксирован. Он установил, что для любого заданного числа фирм существует определенное и стабильное равновесие по цене и объему производства (т.е. результат, при котором у фирм нет стимулов изменять свой объем производства при заданном числе конкурентов).

Однако прежде чем исследовать логику модели более детально, мы должны отметить, что изначальные допущения Курно были нереалистичны в ряде аспектов. Во-первых, он исходил из того, что объем производства – ключевая переменная в решении, принимаемом фир­мой. Фирмы определяют свои объемы производства и затем предлагают их на рынке, который (посредством некоторого неясного процесса торгов) устанав­ливает цены, необходимые для выравнивания величины спроса и предложения. Тем не менее, наблюдение показывает, что цены обычно меняются, и эта переменная величи­на интересует фирмы, обладающие монопольной властью.

Итак, продавцы устанавливают цену и затем предлагают решить, покупать ли по этой цене и если покупать, то сколько. Как заметил один из первых критиков Курно, Дж. Бертран, если одинаковые фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками выби­рают свои цены, принимая цены конкурентов в качестве постоянных, то един­ственное состояние равновесия по количеству продукции и цене будет таким, что цена равна предельным издержкам.

Это возражение может быть опровергнуто при сохранении сути модели Курно, если мы допустим некоторую степень дифференциации продукта, так что разные про­изводители могут продавать товар одновременно на одном и том же рынке, но по разным ценам. Для иллюстрации модифицированной торговли полезно использовать численный пример.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: