Итак, рассматривается отрасль с двумя фирмами, реализующими различающиеся продукты. Каждая компания выбирает цену для своего продукта, и покупатели отвечают решением, у кого и сколько этого продукта покупать. Прибыль зависит как от установленной цены и количества продукта проданного, так и от издержек.
Математическая модель Курно. Дуополия.
Каждая фирма выбирает свой уровень производства (q1 и q2 соответственно). Рыночная цена – линейная функция отраслевого объема производства.
,
где Q=q1+q2. Прибыль фирмы 1 – разница между общим доходом и общими издержками, которые равны произведению постоянных средних издержек с на объем производства продукции:
.
Поскольку цена также зависит от выпуска продукции фирмы 2, как и от собственного производства, фирма 1 не может определить уровень производства, максимизирующий прибыль, без предположения о том, как будет реагировать фирма 2. Модель Курно основана на предпосылке, что каждая фирма исходит из постоянного объема выпуска другой фирмы. При этой предпосылке фирма 1 максимизирует свою прибыль, дифференцируя по q1 и приравнивая полученное выражение к нулю.
Преобразовав это уравнение, получим функцию, связывающую максимизирующий прибыль уровень производства фирмы 1 с объемом производства фирмы 2:
.
Данное уравнение является функцией реакции или кривой реакции, поскольку оно регистрирует максимизирующие прибыль ответы фирмы 1 на решения фирмы 2. Фирма 2 решает точно такую же проблему и имеет свою функцию реакции:
.
Равновесное решение, т.е. решение проблемы максимизации прибыли лежит на пересечении двух кривых реакции. Оно находится посредством подстановки одного уравнения в другое:
.
Графическое представление модели Курно.
На рисунке представлена матрица чистой прибыли для фирмы 1, конкуренцию которой составляет фирма 2.
Рис. 5.1 Матрица чистой прибыли фирмы 1
Итак, числа в таблице показывают чистую прибыль в тысячах долларов в месяц, полученную фирмой 1 для любой комбинации ее собственной цены Р1 и цены фирмы 2 - Р2.
Представленная матрица чистой прибыли рассчитана с помощью математической модели А.Курно. При этом в основе уравнений лежат три допущения:
1. Две фирмы делят рынок поровну, когда их цены одинаковы. Когда их цены различаются, доля рынка фирмы с более высокой ценой уменьшается по мере увеличения разницы (в процентах) между ее ценой и ценой конкурента.
2. Общая величина спроса для двух фирм представляет собой обратную линейную функцию двух цен, взвешенных по рыночным долям фирм. Величина спроса будет равна нулю, если обе фирмы назначат цену 200 долл. и выше.
3. Допускается, что фирмы имеют одинаковые U-образные кривые краткосрочных общих средних издержек, минимум которых достигается при объеме производства 2250 единиц в месяц и цене 65 долл. за единицу. Если обе фирмы назначили цену ниже 80 долл., то предельные издержки превысили бы полученную ими цену при очень интенсивном спросе, — предел, который мы здесь не рассматриваем. Подобная проблема возникает при цене выше 80 долл., когда разница между ценами двух фирм становится слишком большой. Эти продажи исключены из таблицы.