ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Лекция 30
Создание современной высокопроизводительной рабочей машины обеспечивается совместными усилиями машиностроителей, электротехников, электромехаников и инженеров химических специальностей. Проектирование ЭП ведется по техническому заданию, в котором указываются особенности технологических процессов и условия работы исполнительного механизма РМ: статический момент М С, диапазон и плавность регулирования скорости, требуемые механические характеристики, условия пуска и торможения, число включений в час и др. В любом случае электропривод должен удовлетворять всем технико- экономическим показателям и одновременно быть надёжным и простым в эксплуатации.
Этому в большинстве случаев подходит асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.
Синхронный двигатель используется в приводах производственных машин средней и большой мощности, работающих в продолжительном режиме с редкими пусками и неизменной частотой вращения (мощные насосы, компрессоры и др.).
|
|
Двигатели постоянного тока используются в тех случаях, когда в процессе работы привода необходимо изменять частоту вращения в широких пределах.
На основе технико-экономического анализа решается комплекс вопросов. При выборе двигателя необходимо знать:
- наименование и тип механизма;
- мощность двигателя, если режим работы продолжительный с постоянной
нагрузкой или нагрузочные диаграммы, если нагрузка переменная;
- двигатель должен быть проверен на возможность пуска и перегрузочную
способность;
- род тока (переменный или постоянный);
- величину напряжения (24. 36, 60, 110, 220, 380В, свыше 11 кВ для мощных
двигателей, получающих питание от индивидуальных трансформаторов и
др.);
- номинальную скорость;
- диапазон изменения частоты вращения;
- качество регулирования частоты вращения (плавное, ступенчатое);
- число включений в час;
- конструктивное исполнение в зависимости от характера окружающей
среды;
- схему управляющего устройства, выбор его аппаратуры и элементов защиты от аварийных ситуаций.
Заключительной операцией проектирования является оценка экономичности выбранного ЭП. Практически все эти вопросы решаются совместно. Наиболее сложным и важным является выбор электродвигателя, при котором определяется его мощность по заданным нагрузочным диаграммам.
Работа ЭП под нагрузкой в двигательных и тормозных режимах характеризуется нагревом ЭД. Диаграммы, которые позволяют установить соответствие выбираемого двигателя условиям нагрева в приводе, выражаются зависимостями P (t)или M (t)за полный цикл работы t ци называются нагрузочными диаграммами электропривода. Они получаются либо экспериментально, либо при проектировании в результате расчетов и графических построений.
|
|
Нагрузочные диаграммы ЭП имеют разный характер, учитывающий как статические, установившиеся режимы работы, так и динамические, переходные режимы. Так, например, из диаграмм P (t)и М (t)(рис.), относящихся к асинхронному ЭП вентиляторного механизма, видно, что привод должен работать в течение времени t р = t п + t руи иметь паузу t 0,а его продолжительность включения
ПВ = [ t Р / (t Р + t 0)]100%.
Мощность потерь энергии Δ P (t)указывает на нагрев ЭД, величина которого ограничивает его номинальную нагрузку.
По нагрузочным диаграммам P (t)и М (t)производится окончательная проверка предварительно выбранного ЭД на нагрев и допустимые механические перегрузки с учетом номинальных режимов ЭД. Согласно ГОСТ электродвигатели изготавливают для работы по условиям нагрева: в номинальных режимах от S 1до S 8, что позволяет наиболее точно выбрать ЭД по установленной мощности.
Нагрузочная диаграмма электропривода с механическим тормозом
Покажем три наиболее часто встречающихся номинальных режима (рис. 6): S 1– продолжительный (рис. a); S2 – кратковременный (рис. б) и S3 – повторно-кратковременный (рис. в). Зависимости мощностей нагрузок Р,потерь мощности Δ Р и температур перегрева ЭДУ θв функции времени t характеризуют эти режимы достаточно полно.
Нагрузочные диаграммы основных номинальных режимов:
а – S 1, б – S 2, в – S 3
В повторно-кратковременном номинальном режиме работы S 3продолжительность цикла не превышает 10 мин, и режим характеризуется стандартной относительной продолжительностью включения ПВ 15, 25, 40 и 60%.