Подготовительный этап
Этапы логопедической работы
Язык.
Слабость мышц языка может проявляться в малом объеме движений, в неплавности, в отклонении одной из сторон. Если есть движения нижней челюсти – это синкенезия.
Отмечается: объем движений, напряжение мышц и сразу ли расслабляется язык или нужна тактильна помощь рукой или шпателем, есть ли повышение тонуса (проявляется в напряженности и подергивании)
Параметры анализа статики артикуляционного аппарата (статическая координация)
отмечается:
1. Способность выполнить задание
2. Способность удержать уклад в течение определенного времени (под счет максимум от 10 до 15)
3. Симметричность удержания позы
4. Само удержание (спокойное/беспокойное, свободное/напряженное)
5. Если ребенок отказывается от выполнения задание
Параметры анализа динамики артикуляционного аппарата (динамическая координация)
отмечается:
1. Качество – объем (полный/неполный), уверенность, удержание первоначальной амплитуды, инертность, истощаемость движений, скованность, расторможенность, не дифференцированность
|
|
2. Особенности переключаемости – доступность переключения с одного движения на другое, застревание на одной позе или укладе, скорость переключения, последовательность
3. Количество попыток при выполнении движений
4. Темп выполнения движений (нормальный/замедленный/ускоренный)
5. Возможность произвольного изменения темпа
6. Качество выполнения движений при ускоренном темпе
1. Подготовительный этап
2. Этап постановки звука
3. Этап автоматизации
4. Этап дифференциации
1. Знакомство с ребенком
2. Обследование
3. Установление контакта
4. Настройка ребенка на логопедические занятия (объяснить, зачем он пришел и что будете делать на занятиях)
+ параллельная работа по нескольким направлениям:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата
- формирование направленной воздушной струи
- развитие мелкой моторики
- развитие фонематического слуха
Артикуляционная гимнастика – совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Выделяют 2 вида артикуляционной гимнастики:
1. Общая (упражнения для развития всех подвижных органов артикуляции)
2. Специальная (упражнения для постановки конкретного звука)
1. Должна проводиться ежедневно для закрепления и вырабатывания у детей двигательных навыков
2. 3-5 минут (из 20) должны отводиться на гимнастику
3. 2-3 упражнения в день, но новое может быть только одно, а второе и третье старые – для закрепления
|
|
4. Выполняется сидя, при хорошем освещении и перед зеркалом
5. Выполняется дополнительная индивидуальная работа с детьми, которые плохо усваивают и выполняют упражнения, для этого нужно убедить родителей делать с детьми д/з
[если ребенок делает неправильно ему нельзя об этом говорить]
6. Артикуляционная гимнастика делается только на индивидуальных занятиях
7. Важно наблюдать за симметричностью движений каждого органа