Система мер противодействия коррупции и коррупционного поведения в органах внутренних дел

Основными принципами противодействия коррупции в органах внутренних дел являются:

· приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

· партнерство субъектов формирования и реализации мер противодействия коррупции;

· поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;

· признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений (проступков);

· недопустимость установления привилегий и преимуществ, кроме предусмотренных законами и международными договорами Российской Федерации, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности соответствующих лиц;

· установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами органов внутренних дел;

· неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.

Меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел

Эффективное противодействие коррупции в органах внутренних дел возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер, закрепленных на законодательном уровне:

· организации достойного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел;

· организации антикоррупционного образования и воспитания;

· проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов МВД России;

· мониторинга коррупционных правонарушений и отдельных их видов;

· принятия специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;

· поощрения сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;

· развития института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);

· создания механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;

· формирования и проведения законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по данным фактам проверку или расследование.

Как нами ранее уже отмечалось, основным субъектом борьбы с правонарушениями коррупционной направленности в органах внутренних дел являются подразделения собственной безопасности, поэтому есть смысл остановиться на задачах и полномочиях указанных подразделений.

К основным задачам, на выполнение которых нацелены подразделения собственной безопасности, относятся следующие:

· предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели;

· организация государственной защиты сотрудников, работников органов внутренних дел и их близких от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, совершаемых в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений сотрудниками и работниками органов внутренних дел.

Для выполнения вышеперечисленных задач, при проведении оперативно-разыскных мероприятий и проверок, сотрудники подразделений собственной безопасности вправе:

· осуществлять беспрепятственный вход на все объекты, так или иначе имеющие отношение к деятельности органов внутренних дел (здания и помещения и т.д.);

· иметь доступ к личным делам сотрудников и другим закрытым учетным данным, за исключением личных дел негласных сотрудников;

· истребовать служебную и бухгалтерскую документацию;

· знакомиться с материалами проверок по фактам дисциплинарных
проступков сотрудников и работников органов внутренних дел, а также с архивными материалами;

· осматривать служебный автотранспорт, а также сейфы и рабочие места сотрудников и работников органов внутренних дел.

Об особом правовом статусе подразделений собственной безопасности свидетельствует и тот факт, что основанием для проведения проверок их оперативно-служебной деятельности являются:

· для ГУСБ МВД России - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации;

· для УСБ (ОСБ) ГУ МВД России по федеральным округам - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации или начальника ГУСБ МВД России;

· для УСБ (ОСБ) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника ГУСБ МВД России или начальника УСБ ГУ МВД России по федеральному округу.

Следует также отметить, что информация о проводимых по заданиям подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятиях и их результатах предоставляется исключительно по письменным мотивированным запросам руководителей органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с требованиями подразделений собственной безопасности, являющихся инициатором данного мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: