Основными принципами противодействия коррупции в органах внутренних дел являются:
· приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
· партнерство субъектов формирования и реализации мер противодействия коррупции;
· поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;
· признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений (проступков);
· недопустимость установления привилегий и преимуществ, кроме предусмотренных законами и международными договорами Российской Федерации, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности соответствующих лиц;
· установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами органов внутренних дел;
· неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.
Меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел
|
|
Эффективное противодействие коррупции в органах внутренних дел возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер, закрепленных на законодательном уровне:
· организации достойного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел;
· организации антикоррупционного образования и воспитания;
· проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов МВД России;
· мониторинга коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
· принятия специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;
· поощрения сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;
· развития института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
· создания механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
· формирования и проведения законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по данным фактам проверку или расследование.
|
|
Как нами ранее уже отмечалось, основным субъектом борьбы с правонарушениями коррупционной направленности в органах внутренних дел являются подразделения собственной безопасности, поэтому есть смысл остановиться на задачах и полномочиях указанных подразделений.
К основным задачам, на выполнение которых нацелены подразделения собственной безопасности, относятся следующие:
· предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели;
· организация государственной защиты сотрудников, работников органов внутренних дел и их близких от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, совершаемых в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений сотрудниками и работниками органов внутренних дел.
Для выполнения вышеперечисленных задач, при проведении оперативно-разыскных мероприятий и проверок, сотрудники подразделений собственной безопасности вправе:
· осуществлять беспрепятственный вход на все объекты, так или иначе имеющие отношение к деятельности органов внутренних дел (здания и помещения и т.д.);
· иметь доступ к личным делам сотрудников и другим закрытым учетным данным, за исключением личных дел негласных сотрудников;
· истребовать служебную и бухгалтерскую документацию;
· знакомиться с материалами проверок по фактам дисциплинарных
проступков сотрудников и работников органов внутренних дел, а также с архивными материалами;
· осматривать служебный автотранспорт, а также сейфы и рабочие места сотрудников и работников органов внутренних дел.
Об особом правовом статусе подразделений собственной безопасности свидетельствует и тот факт, что основанием для проведения проверок их оперативно-служебной деятельности являются:
· для ГУСБ МВД России - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации;
· для УСБ (ОСБ) ГУ МВД России по федеральным округам - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации или начальника ГУСБ МВД России;
· для УСБ (ОСБ) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника ГУСБ МВД России или начальника УСБ ГУ МВД России по федеральному округу.
Следует также отметить, что информация о проводимых по заданиям подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятиях и их результатах предоставляется исключительно по письменным мотивированным запросам руководителей органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с требованиями подразделений собственной безопасности, являющихся инициатором данного мероприятия.