Концептуальные основы финансового менеджмента 10 страница

Если рост дебиторской задолженности сопровождается увеличением объема производства продукции – это положительная тенденция. Снижение дебиторской задолженности, сопровождаемое падением объемов производства, свидетельствует о сворачивании деятельности предприятия.

Анализировать состоянии (качество) дебиторской задолженности – это значит выделить долю просроченной, соответственно на начало и на конец периода. Увеличение доли просроченной дебиторской задолженности ведет к замедлению оборачиваемости дебиторской задолженности. Наличие и рост просроченной дебиторской задолженности в условиях инфляции приводит к потере денежных средств.

При внутреннем финансовом анализе используются дополнительно данные аналитического учета, данные журналов-ордеров и ведомости учета расчетов с покупателями и заказчиками. В результате может быть составлена специальная таблица, в которой дебиторская задолженность группируется по срокам образования, а именно:

· до 1 месяца

· от 1 до 3 месяцев

· от 3 до 6 месяцев

· от 6 месяцев до 1 года

В ходе анализа дебиторской задолженности необходимо также определить сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз

где Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита.

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга.

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта может быть определен и относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

КЭдз = Эдз \ ДЗср

ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде.

В отечественной и иностранной литературе для целей анализа дебиторской задолженности используется показатель оборачиваемости дебиторской задолженности и другие, производные от него.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается следующим образом.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается как отношение средней величины дебиторской задолженности к однодневной выручке от реализации продукции.

Длительность одного оборота показывает среднее число дней, в течение которых возмещается усредненный долг предприятию. Сколько в среднем дней проходит с момента возникновения дебиторской задолженности до момента полгашения.

Управление дебиторской задолженностью в общей системе менеджмента представляет собой способ обеспечения конкурентоспособности компании и ликвидности ее баланса. Эффективность кредитной политики определяется путем сравнения потенциальных выгод от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления товарных кредитов (учитывая стоимость заемного капитала для финансирования своих оборотных средств), а также с риском возможной утраты платежеспособности.

Но основным критерием качества управления дебиторской задолженностью является рост рентабельности капитала. Оно может быть достигнуто путем либо либерализации кредитной политики и увеличения объема продаж, либо ужесточения кредитной политики и ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Все зависит от стратегических ориентиров компании и специфики конкретного бизнеса.

Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей. Ниже представлены основные элементы системы управления дебиторской задолженностью.

Преддоговорные процедуры.

Причинами возникновения просроченной дебиторской задолженности может стать работа с несостоятельными и неплатежеспособными компаниями или с компаниями, имеющими сомнительную репутацию на рынке. Чтобы снизить риск возникновения данных причин, необходимо проанализировать имеющуюся информацию о потенциальном партнере или клиенте.

Если компания, с которой планируется заключить договор – резидент РФ, то существует возможность получения информации, опираясь на опыт работы с ней других компаний. Встреча с представителями данной компании и возможность получения ответов на такие вопросы, как год основания, уставный капитал, виды деятельности, клиенты и партнеры компании, также поможет сформировать первоначальное мнение о статусе и надежности компании. Другим источником информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т. д. Некоторые компании обращаются также к конкурентам интересующей их компании. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

Требование внесения аванса.

При поставках товаров или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, уместно вспомнить о требовании внесения задатка. Если нет веских оснований считать, что это повредит бизнесу, подобную политику, несомненно, следует проводить. То, что никто из конкурентов не делает этого, отнюдь не служит веским аргументом. Многие компании и профессиональные партнерства обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы. Приобретая товар пусть даже и с небольшой затратой денег, клиенты более ответственно относятся к своей деятельности, желая скорее вернуть средства, что благотворно сказывается как на обороте, так и на качестве дебиторской задолженности. Фиксированный размер аванса целесообразно установить на уровне в 25 % от объёма отгрузки.

Оценка кредитоспособности заемщика.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Кредитоспособность частных компаний необходимо проверять. Простого запроса рекомендаций от двух других поставщиков может оказаться недостаточно. Клиент может своевременно платить по их счетам только для того, чтобы заручиться рекомендациями. Справка из банка также может не раскрывать достаточной информации о покупателе. Особенно необходимо остерегаться клиентов, которые делают два-три небольших заказа и вовремя их оплачивают, но лишь для того, чтобы затем сделать крупный заказ, оплатить который они не в состоянии или даже не намерены.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, то есть на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Кредитный рейтинг клиентов компании зависит от уровня риска невозврата задолженности или затягивания с ее погашением, который, в свою очередь, определяется кредитной историей.

В зависимости от кредитоспособности покупателя выбираются условия предоставления кредита: длительность отсрочки платежа, размер и условия предоставления скидок; форма штрафных санкций и т.д.

Разработка условий коммерческого кредитования.

Продажа товаров, работ, услуг в кредит, с одной стороны, позволяет увеличивать объем продаж, но, с другой стороны, увеличивает как объем дебиторской задолженности, так и риск неплатежей. Так как компания производит значительное вложение средств в результате предоставления кредита клиентам, то ей требуется определенная кредитная политика, позволяющая четко определять процедуру, сроки и объемы кредитования и максимально эффективно управлять дебиторской задолженностью. К разрабатываемым на предприятии условиям коммерческого кредитования можно отнести следующие:

1. Стоимость коммерческого кредита. При установлении цены коммерческого кредита нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств. Существует и другой подход, согласно которому предприятие должно кредитовать покупателей по ставке, превышающей средневзвешенную стоимость капитала этого предприятия.

2. Срок кредитования. Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Поскольку у компании существуют обязательства перед поставщиками товаров и услуг, ограниченные конкретными временными рамками, то срок предоставления товаров в кредит покупателям не может превышать планового периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Однако расчётное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности необходимо уменьшить скорректировать на срок нахождения денег в пути (3-4 дня). Скорректированное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности сравнивается со сложившимися периодами предоставления товарного кредита.

3. Определение возможной суммы кредитования. При расчете оптимального объема кредитования партнера или клиента возможно несколько вариантов определения суммы кредитования: процент от собственных средств предприятия; процент от балансовой прибыли, процент от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности, и др. Для каждого клиента или партнера на основании проведенного анализа и экспертной оценки необходимо установить предельную сумму кредита. При этом должен быть налажен контроль за непревышением установленного лимита. Все отгрузки товара, выполнение работ и оказание услуг должны прекращаться при достижении предельной суммы установленного кредита для компании. Кредитные лимиты устанавливаются финансовым менеджментом и не могут быть изменены менеджерами по продажам. Они изменяются в зависимости от ситуации, при этом контрагент может быть либо поощрен (увеличивается сумма и срок кредитного лимита), либо наказан.

Скидка за быструю оплату.

Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый – имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств. Однако размер скидки необходимо определять очень тщательно. Небольшой размер скидки может не заинтересовать покупателя, а значительная скидка может обойтись предприятию дороже банковского кредита.

6. Управление товарными запасами

Запасы – один из наиболее дорогостоящих активов большинства предприятий и составляют до 40% от общего инвестируемого капитала. Рациональное управление запасами является необходимым условием эффективной работы организации.

К запасам относятся:

1. Запасы сырья и материалов.

2. Незавершенное производство.

3. Расходы будущих периодов.

4. Готовая продукция на складе.

Рациональное использование материальных ресурсов, снижая себестоимость продукции, является фактором роста рентабельности и прибыли. Не всегда следует стремиться к повышению эффективности использования материалов за счет их экономии, так как постоянное снижение количества потребляемых в производстве ресурсов может резко ухудшить качество изготавливаемой продукции.

Существует определенный фактор, ограничивающий рост запасов – затраты, обусловленные из наличием. У организации возникают четыре типа затрат, связанных с запасами:

1. Затраты на приобретение ресурсов определяются его ценой и объемом закупки. В ряде случаев здесь учитываются скидки.

2. Затраты на заказ включают затраты на ведение переговоров с поставщиком, на подготовку и заключение договора поставки, транспортные расходы и др. В отличие от затрат на приобретение они не зависят или слабо зависят от объема заказа.

3. Производственные затраты являются альтернативными по отношению к затратам на приобретение ресурса и затратам на заказ и возникают, когда заказ на пополнение запаса размещается внутри предприятия. Эти затраты включают себестоимость изготовления заказанного количества, а также затраты на подготовку производства к выполнению заказа.

4. Затраты на хранение запасов трудно определяемы для предприятия, поэтому их величина сильно обычно сильно занижается.

Структура затрат, связанных с хранением запасов следующая:

1. Затраты на содержание помещений складов (3-10% от стоимости запасов):

· арендная плата или амортизационные отчисления;

· содержание помещений;

· налог на сооружения;

· страховка сооружений.

2. Затраты на содержание складского оборудования (3-4 % от стоимости запасов):

· арендная плата или амортизационные отчисления;

· энергия;

· техническое обслуживание;

· налог на имущество;

· страховка оборудования.

3. Оплата рабочей силы, занятой перемещением и наблюдением за запасами, их учетом и контролем (3-5%)

4. Затраты, обусловленные инвестированием (6-24%):

· потери ввиду связывания в запасах оборотных средств;

· налог на имущество, находящееся в запасах;

· страховые выплаты.

5. Потери вследствие хищений и порчи запасов

Потери, обусловленные дефицитом ресурса на складе, включают затраты на срочное приобретение этого ресурса на худших коммерческих условиях и (или) потери от простоя, то есть нерационального использования ресурсов организации.

Если речь идет об отсутствии на складе требуемой заказчиком продукции, то, во-первых, это упущенная выгода и материальны потери (если клиент предпочитает отозвать заказ), во-вторых, дополнительные затраты при авральном выполнении заказа (если клиент согласится ждать), в-третьих, потери, связанные с негативной реакцией рынка на частые задержки в выполнении заказов, что влечет за собой снижение конкурентного статуса предприятия.

Основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек. Суть данного подхода достаточно проста:

1) любой уровень запасов генерирует определенную величину издержек для предприятия;

2) эти издержки неоднородны. Совокупные издержки содержания определенного уровня запасов состоят из различных категорий, различающихся между собой по функциональной зависимости от изменения уровня запасов. Одни издержки возрастают при увеличении текущего уровня запасов, а другие — убывают. При этом некоторые категории издержек являются косвенными и вероятностными, то есть их величина при данном уровне запасов не является непосредственно фиксированной, и для ее определения требуется проведение соответствующих расчетов;

3) оптимизация уровня запасов достигается в той точке, где совокупные издержки минимальны.

Подход к управлению запасами предполагает необходимость предварительного решения ряда имеющих большую практическую значимость проблем:

1. Установление необходимой степени детализации контроля запасов.

2. Классификация запасов.

3. Решения по поддержанию необходимой точности учета запасов.

4. Определение периодичности инвентаризации запасов.

Часто число наименований ресурсов, проходящих через склад, настолько велико, что осуществлять контроль запасов каждого наименования в отдельности не имеет смысла – это слишком трудоемкая и дорогостоящая задача. Поэтому запасы разных ресурсов объединяются в группы по тому или иному признаку. Однако чем выше степень агрегирования учета запасов, тем меньше точность контроля. Необходимо выбрать оптимальный уровень агрегирования, минимизирующий затраты и потери от хранения. Если выполнить удовлетворительное агрегирование невозможно, количество наименований запасов все же остается слишком большим и не обеспечивает удобного и экономичного контроля, то менеджеры прибегают к классификации запасов с целью выделения наиболее и наименее важных для контроля наименований. Для такой классификации обычно используется АВС – анализ.

АВС – анализ как подход к управлению запасами обеспечивает более тщательное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и максимальную надежность учета и сохранность наиболее значимых для предприятия ресурсов.

АВС – анализ позволяет разделить запасы на три классификационные группы на основе какой-либо их характеристики. Это может быть:

· количество ресурса данного наименования, прошедшее через склад за период в натуральных измерителях;

· то же, но в стоимостном измерении.

К классу А относятся запасы, имеющие наибольшую стоимость (70-80% от общей стоимости запасов) и составляют 5-10% от общего количества.

К классу В относятся запасы, составляющие 15-20% по стоимости и по количеству.

К классу С относятся все остальные запасы, составляющие по 5-10% от общей стоимости и 70-80% от общего количества.

Политика, базирующаяся на итогах АВС – анализа состоит в следующем:

1. Прогнозирование потребности в ресурсах группы А должно выполнятся более тщательно, чем остальных групп.

2. Закупки ресурсов группы А производятся у более надежных поставщиков, чем группы С.

3. Ресурсы группы А в противоположность группам В и С должны подвергаться более тщательному контролю при складировании и по возможности размещаться в наиболее надежных местах.

4. Точность учета ресурсов группы А должна быть выше и должна подвергаться более частым проверкам.

Управление запасами – это балансирование между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках: сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечение максимальной надежности производственного процесса. Данное утверждение позволяет выделить полезное правило управления запасами: увеличение запасов целесообразно до тех пор, пока предполагаемая экономия превышает затраты по содержанию дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств. В нестабильной экономике с большой вероятностью невыполнения условий первоначальных контрактов или возникновением непредвиденных заказов, приведенное выше правило следует также скорректировать на затраты, связанные с отсутствием необходимых материалов или готовой продукции.

Управление запасами должно давать ответ на два основных вопроса: когда размещать на пополнение запаса и как много ресурса заказывать. Существует несколько моделей управления, различающихся исходными условиями и способами пополнения запаса. Все эти модели одно продуктовые, то есть предполагают управление запасом одинаковых или однородных продуктов.

Наиболее распространенным инструментом в управлении запасами, направленным на минимизацию суммарных затрат, традиционно признается модель оптимального размера заказа (EOQ), в России наиболее известна как модель Уилсона. Причиной популярности этой модели является как простота математического аппарата, так и хорошие результаты ее практического использования. Данная модель строится исходя из следующих допущений:

1. Интенсивность потребления ресурса известна и постоянна.

2. Потребление осуществляется мелкими партиями или поштучно, а пополнение запаса – более крупной партией.

3. Пополнение запаса происходит мгновенно при снижении его уровня до нуля.

4. Дефицит ресурса на складе исключен.

Проблема управления запасами в данной модели сведена к определению объема заказа и частоты выполнения заказов за планируемый промежуток времени. Что в свою очередь рассчитывается посредством балансирования между затратами, связанными с выполнением одного заказа, и затратами на хранение единицы запасов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже затраты на пополнение запаса и тем выше затраты на хранение. Размер заказа следует увеличивать до тех пор, пока снижение затрат на заказ перевешивает увеличение затрат на хранение.

h – затраты на хранение единицы запаса в течение года.

D – годовой объем потребления ресурса.

S – затраты, обусловленные поставкой очередной партии.

Введем еще несколько обозначений.

- средние затраты на хранение запаса за год

- затраты на поставки ресурса за год

Модель оптимального размера заказа позволяет решить ряд задач, но в то же время она требует многих допущений. Поэтому разработаны различные модели управления запасами, учитывающие, что интенсивность потребления ресурса со склада может существенного откланяться от среднего уровня. Применение этих моделей позволит более адекватно отражать реальные ситуации. Выделяют следующие модели:

1. Модели с фиксированной партией поставки.

2. Модели с фиксированным ритмом поставки.

3. Модели без фиксации ритма и партии поставки.

7. Источники финансирования оборотного капитала

Оборотный капитал по источникам финансирования делится на собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал.

Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, накопленная прибыль и др.). Обычно величина собственного оборотного капитала определяется как разность между собственными средствами и внеоборотными активами.

Собственные оборотные средства должны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельности предприятия, они служат источником покрытия запасов. Первоначальное формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия и образования его уставного капитала.

Прибыль направляется на покрытие прироста норматива оборотных средств в процессе ее распределения. Конкретная величина этой прибыли определяется в процессе финансового планирования и зависит от факторов:

· размера прироста норматива оборотных средств;

· общего объема прибыли в предстоящем периоде;

· возможности привлечения заемных средств;

· необходимости первоочередного направления прибыли на инвестиционные процессы и пр.

Устойчивые пассивы не принадлежат предприятию, однако эти средства постоянно находятся в обороте и в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования собственных оборотных средств.

К устойчивым пассивам относятся следующие виды:

· минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам предприятия;

· резерв предстоящих платежей;

· минимальная переходящая задолженность бюджету;

· минимальная переходящая задолженность покупателям;

· средства, поступающие в виде предоплаты;

· переходящие остатки фонда потребления и пр.

Заемные средства в источниках формирования оборотного капитала в современных условиях приобретают все более важное значение, они покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах.

К заемным средствам относятся банковские кредиты, коммерческие займы, а также кредиторская задолженность.

Целевое назначение кредитов и займов, установленные сроки и взимание процентов за их использование, побуждают предприятие постоянно следить за движением заемных средств и результативностью их использования.

Кредиторская задолженность сопряжена с образованием дебиторской задолженности и является основным источником ее покрытия. Кредиторская задолженность, как и дебиторская, подлежит детальному анализу.

Расчет прогнозируемого объема совокупной кредиторской задолженности предприятия (КЗп) в предстоящем периоде осуществляется по формуле:

где К3т – средняя фактическая сумма текущей кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям в аналогичном периоде;

ТОР – средняя фактическая сумма текущих обязательств по расчетам предприятия в аналогичном периоде;

КЗпр – средняя фактическая сумма просроченной текущей кредиторской задолженности предприятия в аналогичном периоде;

Тр – планируемый темп прироста объема производства продукции, выраженный десятичной дробью.

Объем финансирования оборотных активов за счет краткосрочного финансового кредита определяется на основе следующей формулы:

где КФКк – планируемая потребность в краткосрочном кредите;

ОАп – планируемая общая сумма оборотных активов предприятия;

ЧОАп – прогнозируемая сумма чистых оборотных активов;

К3т – прогнозируемая сумма кредиторской задолженности по товарным операциям;

ТОРп – прогнозируемый минимальный размер текущих обязательств по расчетам.


ТЕМА 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

1. Банкротство и финансовая реструктуризация

Под несостоятельностью, то есть банкротством предприятия понимается неспособность погашать свои обязательства перед партнерами по бизнесу, бюджету и другим кредиторам в течение трех месяцев со дня наступления срока исполнения договора.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

1. Несчатной – не по собственной вине, а в следствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и т.д.). В данном случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации.

2. Ложной (корыстной) – в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо.

3. Неосторожной – вследствие неэффективной работы, осуществления рисковых операций. Наиболее распространенным является третий вид банкротства. "Неосторожное" банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя распознать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его "болевые" точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики предприятия.

Для возбуждения дела в арбитражном суде необходимо, чтобы сумма просроченной задолженности (по всем кредиторам) была не менее 500 МРОТ. Объявить предприятие банкротом может только арбитражный суд.

Современное российское законодательство о банкротстве, как и законодательство других стран направлено прежде всего на финансовое оздоровление неплатежеспособных компаний и в меньшей степени на ликвидацию предприятий.

Российский закон о банкротстве предусматривает:

1. Реорганизационные процедуры – наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение между должником и кредиторами.

2. Ликвидационные процедуры – принудительная и добровольная ликвидация.

Кризисная ситуация возникает на всех стадиях жизненного цикла предприятия и антикризисное управление предприятием направлено:

1. На предотвращение возникновения кризиса.

2. На ликвидацию кризисной ситуации.

Предпосылки банкротства многообразны – это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: