Принципы структуры курса

Учебный план. Сетка часов.

Структура школьного учебника.

Место и задачи учебника в учебном процессе.

Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.

Учебный план. Сетка часов.

Лекция №2. Содержание школьного курса истории

- Перечень учебных дисциплин всего периода обучения;

- Распределение этих дисциплин по годам обучения;

- Определяет недельное и годовое количество часов на каждый предмет;

- Определяет время каникул, экзаменов, практики;

- Определяет темы факультативов.

Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю

Предмет Количество часов в неделю
I II III IV V VI VII VIII IX X
История                    
Основы государства и права       _ _ _ _   _ _
Обществознание       - - - - - -  

По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).

Конец 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных планов.

1) Базовые и авторские, т.е. опред. гос-вом и типом школы; вводятся новые дисциплины, но не трогается базовая программа.

2) Введение общей дисциплины – обществознание.

1997/1998 гг. – базовый учебный план с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).

Предмет Количество часов в неделю
I II III V VI VII VIII IX X XI
История                    
Обществознание                    

Школьная программа определяет:

· Содержание школьного курса истории, проблематику и объём;

· Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);

· Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

1) Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)

2) Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)

3) Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

II Систематический характер (курс всемирной истории)
I Элементарный характер курса
Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.): 2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

V ИДМ IX

VI ИСВ X

VII ИНВ XI

VIII Новейшая ист. XII

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

Изучали одно и то же I – II класс – элементарный курс (2 часа)

IV – VI класс – основной курс (3 часа)

VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов разрыв между теорией и практикой

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

Преимущества линейного курса: 1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механически поддерживает интерес учащихся к предмету.

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: