Понятие патентной лицензии, продажа лицензий

В условиях научно-технической революции развитие международных экономических связей характеризуется расширением обмена научно-техническими достижениями путем торговли лицензиями, причем развитие международной торговли лицензиями происходит сравнительно более быстрыми темпами, чем торговля обычными товарами.

Рынок и конкуренция объективно диктуют необходимость существования системы по использованию изобретений в практике. Проявление конкуренции требует гибкой патентно-лицензионной политики, обеспечения патентной чистоты выпускаемой продукции, используемых технологий. Отсутствие такой политики у большинства отечественных предприятий отрицательным образом сказывается на эффективности производственно-коммерческой деятельности и в итоге сильно «бъёт» по финансовым ресурсам.

Под лицензией понимается представление за определенное вознаграждение прав на использование изобретений и других научно- технических достижений.

Патентообладатель передает по лицензионному договору право использования изобретения в объеме, установленным этим договором (на производство и продажу изделия), другому лицу.

Изделия, защищенные патентами, представляют для фирм наибольший интерес, поскольку в этом случае приобретение лицензий, кроме необходимых технических сведений, дает фирме монопольное право (в рамках лицензионного договора) на производство и сбыт изделия.

Основными лицензиями являются патентные лицензии. С одной стороны, они по мировой статистике дороже беспатентных на 20-30%, с другой – фирмы более заинтересованы в приобретении запатентованной технологии, так как новизна ее подтверждена экспертизой национальных патентных ведомств соответствующих стран. «Ноу-Хау» - это всегда конфиденциальность, и фирма не уверена, что аналогичных «ноу-хау» продавец не продал другим фирмам. По мировой статистике 57 % торгового оборота приходится на лицензии на «ноу-хау».

Различают два вида лицензий: первый – так называемая простая лицензия, второй – исключительная лицензия.

При простой лицензии продавец лицензии представляет покупателю лицензии на право изготовления и продажи соответствующей продукции, но в то же время такие права оставляет за собой. Это значит, что можно выдать несколько простых лицензий, т.е. нескольким фирмам дать разрешение изготавливать и продавать изделия, кроме того самому осуществлять эти права.

При исключительной лицензии предоставляется право монопольного пользования предметом лицензии одному лицу в объеме, определяемом условиями договора. В этом случае таким правом будет обладать только тот, кто купил лицензию, и никакое другое лицо или даже сам продавец лицензии названным правом обладать не будет. Однако права, представляемые по исключительной лицензии, могут ограничиваться различными способами.

Во-первых, предметом лицензии могут быть в одном случае только производство изделия, а в другом - и производство, и продажа изделия, что чаще всего встречается на практике.

Во-вторых, использование изобретения может быть ограничено территориально, т.е. лицензия распространяется только на определенную территорию.

В-третьих, применяется количественное ограничение. Предусматривается, например, что фирма-продавец лицензии передает покупателю свои права на производство изделия на трех предприятиях определенной мощности с конкретным, точно обусловленным годовым выпуском продукции, т.е. устанавливаются ограничения и в отношении количества тех изделий, которые выпускаются.

В-четвертых, обычно вводится ограничение срока действия лицензии по сравнению со сроком действия патента. Срок действия патентной лицензии не может превышать срока действия патента.

Многие зарубежные фирмы проводят сложную лицензионную политику. Например, крупные в финансовом отношении фирмы стараются патентовать изобретения не с целью продажи лицензий, особенно когда на рынок выпускается новая продукция, пользующаяся спросом, а в целях защиты экспорта. Экспорт позволяет им обеспечить занятость, развивать производство и оставлять в соей стране основную долю прибыли от реализации (за исключением налогов). Лицензия продается, как правило, уже после того, как рынок насыщен и готовится к выходу новый усовершенствованный товар.

Не во всех случаях предметом лицензии является изобретение, на которое получен патент или подана заявка.

Одним из таких случаев - когда техническое решение намеренно не запатентовано или упущена возможность патентования в связи с разглашением технической сущности. В то же время другая фирма не может обойтись без производственной помощи и технического опыта со стороны фирмы, в которой было отработано это решение. Иногда же производственный опыт вообще нельзя запатентовать, он не патентоспособен, и фирма не хочет раскрывать свои секреты. Такой производственный опыт, секреты производства получили в международной практике название «ноу-хау» (буквально «знать как»). Торговля сведениями «ноу-хау» все время расширяются. Продавать «ноу-хау» можно лишь в тех случаях, когда техническая сущность такого опыта, таких знаний не разглашены и иных возможностей использовать их, чем покупка лицензий у покупателя, не имеется. Таким образом, лицензии могут продаваться как на запатентованные изделия, так и на не запатентованные технические достижения («ноу-хау»).

При продаже лицензий заключаются лицензионные договоры. Юридический документ, подтверждающий факт выдачи разрешения владельцем объекта интеллектуальной собственности (ОИС), обычно называют лицензионным договором (контрактом), или лицензией.

Владельца ОИС, выдающего такое разрешение, называют лицензиаром, а физическое или юридическое лицо, его получившее, - лицензиатом. Лицензиар обязуется передать техническую документацию по изобретению или «ноу-хау» и оказать помощь в налаживании производства путем командирования специалистов для оказания такой помощи. Основные обязательства лицензиата – заплатить лицензионное вознаграждение за покупку лицензии и осуществить использование этого изобретения.

Цель договора, являющегося патентной лицензией, состоит в предоставлении права на использование объекта промышленной собственности, охраняемого патентом. Патент предоставляет комплекс исключительных прав: на использование, например, изобретения или полезной модели, изготовление на его основе продукта, продажу такого продукта или выпуск его на рынок. Лицензия дает право лицензиату на осуществление всех этих действий.

Может возникнуть ситуация пересечения законных прав владельцев разных патентов. Тогда фирмы договариваются о лицензировании – перекрестном предоставлении пользования правами. В любой стране процедуру регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке прав на объекты промышленной собственности осуществляет Патентное ведомство, фиксируя данные о зарегистрированных договорах в государственных реестрах.

Передача «ноу-хау» осуществляется по лицензионному договору. Если «ноу-хау» относится к запатентованному изобретению или промышленному образцу, зарегистрированному товарному знаку, то передача «ноу-хау» возможна как путем включения соответствующего раздела в лицензионный договор на объект промышленной собственности, так и путем составления отдельного от лицензионного договора документа, который обычно называют соглашением о «ноу-хау». Соглашения на продажу «ноу-хау» регистрируются в государственных нотариальных конторах.

Договоры о передаче «ноу-хау» имеют очень широкое распространение наряду с договорами патентных лицензий. Очень часто на практике оба вида договора дополняют друг друга. Во многих случаях лицензия на передачу патентных прав содержит элементы договора о передаче «ноу-хау». Возможны также случаи, когда договор одного вида является продолжением договора другого вида. Если лицензионный договор заключен в отношении изобретения, на которое была подана патентная заявка, но патент не выдан, то такой договор может продолжать свое существование в виде договора о передачи «ноу-хау». Аналогичное положение может иметь место, если патент объявляется недействительным или если истекает срок его действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: