Тема «Воображение, его виды, операции, функции, формы и приемы»: лекционное занятие

Классификация ЧС по масштабу и скорости распространения опасности.

В целом ЧС могут классифицироваться по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных сторон их природы и свойств, основными из которых являются признаки типа и вида, принадлежности, масштаба, скорости и др.

По­ка­за­те­ля­ми мас­шта­ба рас­про­стра­не­ния чрез­вы­чай­ной си­ту­ации яв­ля­ют­ся не то­ль­ко раз­ме­ры тер­ри­то­рии, не­по­средс­твен­но под­верг­шей­ся воз­дейс­твию по­ра­жа­ющих фак­то­ров, но и воз­мож­ные кос­вен­ные по­следс­твия, ко­то­рые мо­гут пред­став­лять со­бой тя­же­лые на­ру­ше­ния ор­га­ни­за­ци­онных, эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и дру­гих важ­ных свя­зей, дейс­тво­вав­ших на зна­чи­те­ль­ных рас­сто­яни­ях, а так­же тя­жесть по­следс­твий. По­это­му ЧС, сло­жив­ша­яся на объ­ек­те, из-за ее чрез­вы­чай­но тя­же­лых по­следс­твий для эко­но­ми­ки стра­ны и вви­ду зна­чи­те­ль­ных не­по­средс­твен­ных по­терь и ущер­ба мо­жет иметь, на­при­мер, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ или РЕГИОНАЛЬНЫЙ мас­штаб.

По масштабу чрез­вы­чай­ные си­ту­ации клас­си­фи­ци­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лю­дей, по­стра­дав­ших в этих си­ту­аци­ях, лю­дей, у ко­то­рых ока­за­лись на­ру­ше­ны усло­вия жиз­не­де­яте­ль­но­сти, а так­же в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра ма­те­ри­аль­но­го ущер­ба и гра­ниц зон рас­про­стра­не­ния по­ра­жа­ющих фак­то­ров ЧС.

ЧС под­раз­де­ля­ют­ся на:

· Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

· Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.

· Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

· Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

· Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

· Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Лик­ви­да­ция по­следс­твий ЧС осу­ще­ствля­ет­ся си­ла­ми и средс­тва­ми ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рой про­изо­шла ло­ка­ль­ная ЧС, ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, на тер­ри­то­рии ко­то­рых про­изо­шла мест­ная ЧС, ис­пол­ни­те­ль­ной влас­тью субъ­ек­та РФ, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го про­изо­шла тер­ри­то­ри­аль­ная ЧС, ис­пол­ни­те­ль­ной влас­тью субъ­ек­тов РФ, ока­зав­ши­х­ся в зо­не ре­ги­она­ль­ной или фе­де­ра­ль­ной ЧС.

При не­до­ста­точ­но­сти собс­твен­ных сил и средств для лик­ви­да­ции ло­ка­ль­ной, мест­ной, тер­ри­то­ри­аль­ной, ре­ги­она­ль­ной и фе­де­ра­ль­ной ЧС со­от­ветс­тву­ющие ко­мис­сии по ЧС мо­гут об­ра­ща­ть­ся за по­мо­щью к вы­шес­то­ящим ко­мис­си­ям по ЧС.

Си­лы и средс­тва для лик­ви­да­ции по­следс­твий транс­гра­нич­ной ЧС вы­де­ля­ют­ся по ре­ше­нию Пра­ви­те­льс­тва РФ в со­от­ветс­твии с нор­ма­ми меж­ду­на­ро­дно­го пра­ва и меж­ду­на­ро­дны­ми до­го­во­ра­ми РФ.

К лик­ви­да­ции по­следс­твий ЧС мо­гут при­вле­ка­ть­ся ВС РФ, Войс­ка ГО РФ, дру­гие войс­ка и во­инс­кие фор­ми­ро­ва­ния в со­от­ветс­твии с за­ко­но­да­те­льс­твом РФ.

Ха­ра­к­тер мер, при­ни­ма­емых по за­щи­те от по­ра­жа­юще­го воз­дейс­твия, во мно­гом опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью вне­за­пнос­ти ЧС.

По ско­ро­сти рас­про­стра­не­ния опас­но­сти чрез­вы­чай­ные со­бы­тия мо­гут быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны на:

-вне­за­пные (взры­вы, транс­по­рт­ные ава­рии, зем­лет­ря­се­ния и др.);

-с бы­стро­ра­с­про­стра­ня­ющей­ся опас­но­стью (ава­рии с вы­бро­сом АХОВ, гид­ро­ди­на­ми­че­ские ава­рии с об­ра­зо­ва­ни­ем вол­ны про­ры­ва, по­жа­ры);

-с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом радиоактивных веществ, извержения вулканов, паводковые наводнения и др.);

-с мед­лен­но рас­про­стра­ня­ющей­ся опас­но­стью (ава­рии на про­мыш­лен­ных очист­ных со­ору­же­ни­ях и т.п.).

Ис­по­ль­зуя эту клас­си­фи­ка­цию сле­ду­ет иметь вви­ду их опре­де­лен­ную услов­ность по­ско­ль­ку диа­па­зон ха­ра­к­те­ри­с­тик раз­ви­тия со­бы­тий час­то пе­ре­кры­ва­ет гра­ни­цы со­сед­них клас­си­фи­ка­ци­он­ных гра­да­ций.

Стадии развития чрезвычайных ситуаций:

Зарождения - возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.

Инициирования - начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов. Необходимо поднимать престиж работы диспетчера и оператора.

Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

Затухания - локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.

Ü´ Обработайте учебную информацию, опираясь на педагогическое сопровождение лектора или текст учебника.

Задание 1. Сравните определения понятия «воображение». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощью ü.

Используйте сложную стратегию повторения: п одчеркните ключевые слова во всех определениях.

Воображение - это…

p - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

p - процесс создания новых чувственных или мыслительных образов в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

p -способность представлятьотсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

p - особая форма отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

p - особая форма психики, которая может быть только у человека.

Задание 2. Допишите в нужное место таблицы названиявидов воображения по степени активности (пассивное, активное)

Виды воображения по степени активности
? ………………….. ? …………………….
- это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. - это создание образов, которые не воплощаются в жизнь; намечается программа поведения, которая не осуществляется и зачастую и не может быть осуществлена.

Ü´ Определите, какой вид воображения по степени активности характерен для гоголевских персонажей из «Мертвых душ»:

! Манилов – ……………………

! Чичиков – ……………………

Задание 3. Допишите в нужное место таблицы названиявидов воображения по степени произвольности: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Виды воображения по степени произвольности
? ………………….. ? …………………..
характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. заключается в том, что его образы создаются при ослабленной деятельности сознания, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Ü´ Определите вид воображения по степени произвольности в следующих ситуациях:

¤ Возникновение образов при чтении интересной книги – ……………………

¤ Возникновение образов слоников при рассматривании плывущих облаков – ………

¤ Русский инженером Г. Е. Котельников сидел в театре. Вдруг он заметил, как его спутница вынула из маленькой изящной дамской сумочки большую пуховую шаль.Он прошептал: «Я придумал. Нужно парашют положить в ранец, чтобы он стал компактным и раскрывался только после прыжка из самолета». Так был изобретен «ранцевый парашют» – ………………

Задание 4. Проанализируйте информацию. Покажите соотношение между видами воображения и их характеристикой.

Продуктивное   Самостоятельное создание новых образов. Отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в созданном образе эта действительность преобразуется.   Воссоздающее
Репродуктивное   При его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Оно опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.   Творческое
Задание 5. Проанализируйте задачи на воображение. Запишите, какие из них решаются с помощью продуктивного (творческого) воображения, а какие – с помощью воссоздающего (репродуктивного) воображения.
¤ Волки в природе охотятся стаей. Чтобы накормить волчат волк должен донести свою часть мяса так, чтобы её нельзя было отобрать по дороге. С этой целью он, конечно, может проглотить мясо крупными кусками, а потом его отрыгнуть. Но волчата едят мясо только с кровью и не дотронуться даже до едва переваренного мяса. Ü´Как же это противоречие разрешено природой? ?
¤ Длина тела этого зверя около 1 метра. У него редкая, жесткая шерсть коричневого цвета с густым подшёрстком, который делает его мех непромокаемым. На голове у зверька расположены короткие уши, которые при погружении в воду прижимаются к ней. Передние лапы короче задних и имеют небольшую плавательную перепонку между пальцами. На задних лапах хорошо развиты перепонки. Хвост приплюснут сверху и напоминает лопату. Узнать этого зверька можно по двум мощным, постоянно растущим резцам, позволяющим подгрызать толстые деревья. Ü´Назовите имя этого лесного зверька. ?
¤Представьте, что плод одуванчика попадет на барханы (т.е. движущуюся поверхность песков). Что с ним произойдет? – Действительно, его легко засыплет песком, и плод останется вблизи материнского растения. Ü´Изобразите плоды пустынных растений, такими чтобы, с одной стороны, они были легкими и могли распространяться с помощью ветра, а с другой – крупными, чтобы их не смог быстро засыпать песок. ?
Задание 6. Прочитайте текст и вставьте пропущенные термины. 4 Один из первых психологов, изучавших процессы воображения, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. _________________ отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание, без него творческое воображение немыслимо. ________________ - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: