Византийское государство IV — VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви.
Начиная с IX столетия выборность трона сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности). При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора. Ему присваивался титул «царя» (точнее, «цезаря»).
Окруженная неслыханным внешним почитанием, императорская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления. К высшим ведомствам империи принадлежали министерства внутренних дел (полиции), иностранных, военное, финансовое и др.
Замещение высших должностей было привилегиейсенаторской знати — высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый разряд замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Проникнуть в этот круг было трудно.
Укажем на поземельную подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр., подушную подать, подать с жилищ, налог на париков и т.д. Кроме того. широко практикуются: принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам; поставки продовольствия в крепости; принудительное участие в строительстве мостов, дорог и пр.
Мы уже не раз говорили о том произволе, который царил в период абсолютных монархий, о потоках крови, которая проливалась в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, мало с чем сравнимо.
Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин: наличием многих крупных городских центров — наследников римской эпохи — и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями; особой остротой классовой борьбы, что вполне объясняется сходством интересов крестьянской массы и многочисленного городского плебса, открывшим возможности союза между ними; наконец, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.
В отличие от того, что имело место на Западе, в поддержку сильной центральной власти выступает в Византии и церковь. Ее попытка подняться выше светской власти, предпринятая в VIII веке. оказалась неудачной. В конце концов было признано, что единственным лицом, достаточно компетентным для разрешения церковных дел, включая богословские споры, является император.
Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.
Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.
Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.
Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в. императорским указом «народу Константинополя» — различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования.
На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались «голубые» и «зеленые» — составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых — торгово-финансовая верхушка византийских городов.
Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV—VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.
Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.
Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа». Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.
С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX—Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867— 1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.
В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в, окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются в частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии.
Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.