Основные разновидности диагностической деятельности в структуре социально-педагогической деятельности

ЛЕКЦИЯ 1

Специфика СПД обуславливает хар-р и способы получения проф. информации. Соц. педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собств. цели. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и д/владеть методами социологич., психологич., пед. и отчасти мед. иссл-я. При этом речь идёт о диагностике как области практич. деят-ти, целью α явл-ся не разработка к.-л. методов и методик, а постанова диагноза, т.е. определение состояния объекта.

Поск-ку деят-ть соц. педагога многопланова, а его функции разнообразны и опираются на различные области научного знания, в практике работы ему бывает достаточно трудно сохранять зону своей проф. компетентности. Это касается и диагностич. работы, в α необх-мо отграничить виды диагностики и её методы, относящиеся к фонду разных профессий.

Мед. Д. – это пр-сс постановки мед. диагноза, т.е. заключение о хар-ре и существе болезни пациента и её обозначения на основе принятой классификации. Мед. диагноз предполагает собой умение специалиста опр-ть болезнь на основании исследования больного. Соц. педагога этот диагноз б/ интересовать с т.зр. его психосоц. и пед. аспектов. В частности, он не ставит диагноз наркомания, шизофрения, невроз, алкоголизм и т.д., но может диагностировать те соц.-пед. последствия, α сопровождают эти заболевания, и признаки их влияния на формирование личности реб-ка.

Психологич. Д. (ПД) – это измерение инд.-психологич. свойств личности или групп, поддающихся психологич. анализу. Её целью явл-ся постановка психологич. диагноза как заключения об актуальном состоянии психологич. особ-тей личности или групп и прогнозе их дальнейшего Rt. Соц. педагог не ставит психологич. диагноз. Но он м/выявить или использовать в качестве опорных психодиагностич. признаков опр-е факторы риска.

Соц. Д. – это комплексный пр-сс выявления и изучения причинно-следств-х связей и вз/отн-й в общ-ве, хар-х его соц.-экон., культурно-прав., нравств.-психологич., медико-биологич. и санитарно-экологич. состояния. Её целью явл-ся постановка соц. диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии соц. здоровья общ-ва.

Пед. Д. – это изучение личности уч-ся и ученич. колл-ва в целях обеспечения инд. и дифф-го подхода в пр-се обуч-я и восп-я для > эффективной реализации его основных функций.

Соц.-пед. Д. – это специально орг-й сбор инф-ции о влиянии на личность и социум соц.-психологич., экологич., социологич. и пед. факторов в целях повышения эффективности последних. По содержанию и конечным целям она явл-ся пед-й, а по методике проведения имеет много общего с психологич. и социологич. иссл-ми.

Объектом СПД для соц. педагога явл-ся развивающаяся личность реб-ка в системе её вз/действия с соц. микросредой и отд. субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом СПД является соц.-пед. реальность. Предмет и объект СПД отражаются в её содержании.

Содержание СПД:

- этимологическая Д. (соц.-психологич. хар-ки воспитат. микросоциума, особенности пед. пр-са и семейного восп-я);

- симптоматическая Д. (инд.-психологич. хар-ки личности, связанные с её соц. вз/действиями).

Методы СПД – это способы получения и уточнения инф-ции о тех или иных пед. объектах, явлениях и пр-сах становления личности, особенностях соц.-пед. ситуации Rt реб-ка, опыте его поведения, способах вз/действия и отношений к миру, с миром и с самим собой.

Соц. педагогика как наука и область практич. деят-ти – одна из самых молодых, что обуславливает дефицит собств. методов и активное использование методов из смежных наук. Поэтому соц. педагог м/использовать различные методы иссл-я:

- пед. – наблюдение, беседа, психол.-пед. хар-ка реб-ка, обобщение опыта, пед. консилиум, ситуации свободной деят-ти, естественный и формирующий эксперименты и др.

- психологич. – самонабл-е, набл-е, личностные опросники, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, лабораторные эксперименты, социометрия и др.

- мед. – метод анемнеза, метод истории поведения, клиническое интервью, семейная генограмма, скрининг, эпидемиологический метод и др.

- социологич. – опрос, анкетирование, методы статистики, соц. проектирование, метод экспертных оценок и др.

- общегносеологич. – метод диалектики, метод анализа и синтеза, метод теор. моделирования, метод качеств. оценок и др.

- собственно соц.-пед. – соц.-пед. паспорт микрорайона, соц.-пед. эксперимент, соц.-пед. документирование и его анализ, соц.-пед. обследование кач-ва жизни, соц.-пед. мониторинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: