Лизинговая деятельность.
Инновационная и инвестиционная политика организаций.
Виды деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
ЛЕКЦИЯ 14.
Формы поддержки малого бизнеса на местном уровне
ü Содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети (гарантируется рынок сбыта)
ü Установление налоговых льгот
ü Развитие систем взаимного и ипотечного кредитования
ü Создание муниципальных бизнес-инкубаторов
ü Участие в учреждении местных фондов поддержки малого бизнеса, страховых и залоговых фондов
ü Организация конкурсов бизнес-планов по решению местных задач с последующей выдачей муниципального заказа
ü Создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблюдательных советов и т. п.
Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
|
|
Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов:
- формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;
- привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;
- предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;
- обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;
- обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.);
- оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;
- организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п.
1. инновационная и инвестиционная политика организаций. Важнейшими элементами стратегии развития любого предприятия являются инвестиционная и инновационная политика.
Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии, повышения качества продукции, ускорения НТП, создания новых рабочих мест и сбалансированного развития отраслей народного хозяйства.
|
|
В широком понимании инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в предпринимательскую деятельность (здания, оборудование, ноу-хау, денежные средства и другие ценности). В экономической теории и практике обычно разграничивают понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Капитальные вложения представляют собой более узким понятие, так как предполагают вложение только в основной капитал предприятия (затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, приобретение оборудования).
Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений, касающихся способов привлечения и расходования ресурсов на инвестиционные цели. Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратегии базируется на классификациях источников инвестиции и направлений инвестиционной активности.
Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, обусловливающие его привлекательность (или непривлекательность) для предприятия. Критериями привлекательности, как правило, выступают реальность использования источника (его доступность); потенциальная емкость источника; экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты контроля над предприятием).
Максимальной доступностью характеризуются собственные средства предприятия (амортизационные отчисления, часть чистой прибыли, направляемая на накопление), которые ориентирует предприятие на максимальную экономическую эффективность их использования. Уровень риска утраты контроля над активами невелик. Этот источник как наиболее естественный должен стоять на первом месте в ряду вариантов стратегии привлечения средств.
Использование кредитных ресурсов также ориентирует предприятие на осуществление эффективных проектов, однако невысокое значение критерия доступности перечеркивает весьма привлекательные значения других критериев: фактически неограниченную потенциальную емкость источника и низкий риск утери контроля над правами и активами предприятия.
Если предприятие является акционерным обществом, то может привлекаться такой источник инвестиций, как эмиссия ценных бумаг. Он акцентирует предприятие на высокую эффективность финансируемых проектов, так как для инвестора одним из основных мотивов приобретения ценных бумаг служит их доходность. Источник обладает значительной потенциальной емкостью, однако для ее реализации акционеров необходимо убедить в целесообразности вложений в намечаемые проекты, обосновать надежность и осуществимость планируемых инвестиций. Риск утраты контроля может быть минимизирован путем обеспечения такой структуры акционерного капитала, в которой будут отсутствовать крупные держатели пакетов акций.
Потенциальным источником инвестиций для предприятия выступают государственные инвестиции. Возможная емкость этого источника весьма велика, однако его доступность регулируется обычно внеэкономическими факторами.
Второй составной частью инвестиционной политики предприятий является собственно инвестирование, т.е расходование средств на осуществление инвестиционных проектов. Основными параметрами, определяющими целесообразность и эффективность инвестиционного проекта, принято считать степень соответствия проекта товарно-рыночной стратегии; масштаб проекта, т.е. его цена; длительность осуществления проекта; срок окупаемости инвестиций, включая подготовительный период – разработку необходимой документации, организационные условия.
|
|
Оценка эффективности инвестиционных проектов производится путем расчета ряда показателей. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами и рассчитывается по формуле:
Эинт. = ЧДД = , где
Rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;
Зt - затраты, осуществляемые на t-м шаге;
Т – временной период расчета, принимаемый исходя из сроков реализации проекта, включая время создания производства, эксплуатации, ликвидации;
Е – норма дисконта – коэффициент доходности капитала (отношение величины дохода к капитальным вложениям), при которой инвесторы согласны вложить свои средства в создание проектов аналогичного профиля.
Если величина ЧДД инвестиционного проекта положительна, то он признается эффективным, то есть обеспечивающим уровень инвестиционных вложений не меньший, чем принятая норма дисконта.
Окупаемость – выявление времени возврата первоначальных вложений.
, где
Кок – окупаемость, месяцы (годы);
С – чистые инвестиции, руб.;
Дср- среднегодовой приток денежных средств от проекта, руб.
Для того чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке, предприятие должно постоянно вводить новшества во все сферы своей деятельности. Поэтому научные исследования и разработки и их внедрение в производство становятся в настоящее время важным элементом предпринимательской деятельности, а инновационная деятельность является неотъемлемым условием эффективного развития предприятия
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:
ü модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;
|
|
ü внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;
ü внедрение в производство и управление информационных технологий;
ü применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.
В общем виде инновационный процесс состоит из четырех этапов: первый этап заключается в проведении фундаментальных научных исследований и получении изобретения, на втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем — экспериментальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предполагает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).
Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как реализация нововведений обязательно предполагает определение источников их финансирования, т.е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации.
На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятий, является государственная поддержка инновационной деятельности. В России она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новой продукции и технологий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и расширение на этой основе рынков сбыта, развитие научно-технического потенциала.
Инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе. Она может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными подразделениями, так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами. Венчурная фирма – это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском.
Основными направлениями инновационной политики Российской Федерации принято считать:
ü совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;
ü развитие инфраструктуры инновационного процесса;
ü создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;
ü развитие малого инновационного предпринимательства и др.
2. лизинговая деятельность. Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
В качестве предмета лизинга могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Одновременно в Федеральном Законе "О лизинге" оговорено, что предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, которые законом запрещены для свободного обращения.
Принципиальное отличие лизинговой сделки от сделки купли-продажи имущества в кредит состоит в том, что при лизинге нет перехода права собственности на имущество, обладателем которого остается лизингодатель, до момента его выкупа лизингополучателем. Лизинговая сделка оформляется совокупностью договоров между субъектами лизинга: продавцом предмета лизинга, лизингодателем и лизингополучателем.
Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок производимое или закупаемое им имущество, являющееся предметом лизинга. Это имущество он обязан передать в соответствии с условиями договора лизингодателю.
Лизингодателем может быть любое физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе сделки купли-продажи у продавца в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга получателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование, с переходом или без перехода к лизингополучателю прав собственности на предмет лизинга.
Лизингополучателем является физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга во временное владение и пользование на определенный срок, на определенных условиях.
Лизинговая операция выгодна для лизингодателя, так как в случае неплатежеспособности лизингополучателя он может вернуть себе предмет лизинга и потом сдать его другому лизингополучателю. Для лизингополучателя лизинг выгоден тем, что используя предмет лизинга имеет возможность начать предпринимательскую деятельность с меньшим капиталом, поскольку договор лизинга может предусматривать выплату лизинговых платежей по мере реализации продукции и получения прибыли.
Существует две формы лизинга: внутренний лизинг и международный.
При осуществлении внутреннего лизинга его субъектами являются резиденты РФ. Международный лизинг осуществляется с участием лизингодателя или лизингополучателя, являющегося нерезидентом РФ (например фирма Ай-би-эм поставляет компьютеры).
Различают три основных типа лизинга: долгосрочный -осуществляется на период от трех лет и более; среднесрочный - на период от полутора до трех лет; и краткосрочный - менее полутора лет.
Федеральный закон регулирует отношения по трем основным видам лизинга, к которым относятся: финансовый, возвратный и оперативный.
Финансовый лизинг предполагает, что лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок, и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты полной суммы.
Возвратный лизинг - является разновидностью финансового, однако, в данном случае продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
При оперативном лизинге лизингодатель сам закупает имущество и передает его лизингополучателю, на определенный срок. По окончании которого и при условии полной выплаты, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не может требовать перехода собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга при этом, может быть передан в лизинг неоднократно, в течение полного срока его амортизации.
Лизинговые компании могут оказывать лизингополучателям и дополнительные услуги. Это может быть приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность (лицензии, права на товарные знаки и т.д.), помощь в осуществлении монтажных и наладочных работ, без которых невозможно использовать предмет лизинга, замена предмета лизинга более совершенной моделью. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг должны быть указаны в договоре лизинга.
Лизингополучатель может переуступить права использования предмета лизинга третьему лицу, однако переуступка своих обязательств по выплате лизинговых платежей не допускается. Такие отношения называются сублизингом. Для передачи предмета лизинга в сублизинг необходимо согласие лизингодателя в письменной форме.
3. Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон - продавца (франчайзера), и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (франчайза).
Продавец обеспечивает покупателю квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования, аренде помещений, маркетинговых исследований, он может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов, оказывать консультации и т.д.
Покупатель оплачивает покупку франчайза, и необходимых элементов материально-технического обеспечения своего бизнеса. Он также осуществляет периодические платежи продавцу в виде процента от объема продаж (прибыли), а также вносит определенную долю средств в рекламный фонд франчайзера.
Таким образом, в обмен на преимущества от уже проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, франчайзи делится частью своей прибыли и независимостью. В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяется франчайзинг (Продажа многих видов товаров, оказание услуг связанных с обслуживанием бизнеса, проявка пленок, услуги по перевозкам и т.д.)
В России франчайзинг развивается сравнительно недавно. Все основные положения его отражены в гражданском кодексе РФ, ему посвящена специальная глава - "Коммерческая концессия". В ней содержатся статьи, регламентирующие все вопросы, касающиеся франчайзинга.
В зависимости от характера и особенностей деятельности осуществляемой покупателем по договору коммерческой концессии он обязан:
1. Использовать при осуществлении своей деятельности фирменного наименования правообладателя.
2. Обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ или услуг, качеству аналогичных товаров, выполняемых непосредственно правообладателем.
3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя, касающиеся в том числе и оформления коммерческих помещений.
4. Оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, покупая товар непосредственно у правообладателя.
5. Не разглашать секреты производства правообладателя и другую, полученную от него коммерческую информацию.
6. Предоставить оговоренное число субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.
7. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным способом, о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение в силу договора коммерческой концессии.
Договором коммерческой концессии могут быть оговорены и иные обязательства покупателя и продавца. Так, например, можно предусмотреть обязанность правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на территории уже закрепленной за покупателем.