Франчайзинг

Лизинговая деятельность.

Инновационная и инвестиционная политика организаций.

Виды деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

ЛЕКЦИЯ 14.

Формы поддержки малого бизнеса на местном уровне

ü Содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети (гарантируется рынок сбыта)

ü Установление налоговых льгот

ü Развитие систем взаимного и ипотечного кредитования

ü Создание муниципальных бизнес-инкубаторов

ü Участие в учреждении местных фондов поддержки малого бизнеса, страховых и залоговых фондов

ü Организация конкурсов бизнес-планов по решению местных задач с последующей выдачей муниципального заказа

ü Создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблюдательных советов и т. п.

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов:

- формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

- привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;

- предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

- обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

- обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.);

- оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

- организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п.

1. инновационная и инвестиционная политика организаций. Важнейшими элементами стратегии развития любого предприятия являются инвестиционная и инновационная политика.

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на пред­приятии, повышения качества продукции, ускорения НТП, создания новых рабочих мест и сбалансированного разви­тия отраслей народного хозяйства.

В широком понимании инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вклады­ваемых в предпринимательскую деятельность (здания, обору­дование, ноу-хау, денежные средства и другие ценности). В экономической теории и практике обычно разграничивают понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Капитальные вложения представляют собой более узким понятие, так как предполагают вложение только в основной капитал пред­приятия (затраты на новое строительство, расширение, рекон­струкцию, приобретение оборудования).

Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих реше­ний, касающихся способов привлечения и расходования ре­сурсов на инвестиционные цели. Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратегии базируется на классификациях источников инвестиции и направлений инвестиционной активности.

Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, обусловливающие его привлекательность (или непривлекательность) для предприятия. Критериями привлекательности, как правило, выступают реальность использования источника (его доступность); потенциальная емкость источника; экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты кон­троля над предприятием).

Максимальной доступностью характеризуются соб­ственные средства предприятия (амортизационные отчис­ления, часть чистой прибыли, направляемая на накопление), которые ориентирует предприятие на максимальную экономическую эффективность их использования. Уровень риска утраты контроля над активами невелик. Этот источ­ник как наиболее естественный должен стоять на первом месте в ряду вариантов стратегии привлечения средств.

Использование кредитных ресурсов также ориентирует предприятие на осуществление эффективных проектов, од­нако невысокое значение критерия доступности перечерки­вает весьма привлекательные значения других критериев: фактически неограниченную потенциальную емкость ис­точника и низкий риск утери контроля над правами и акти­вами предприятия.

Если предприятие является акционерным обществом, то может привлекаться такой источник инвестиций, как эмис­сия ценных бумаг. Он акцентирует предприятие на высо­кую эффективность финансируемых проектов, так как для инвестора одним из основных мотивов приобретения цен­ных бумаг служит их доходность. Источник обладает зна­чительной потенциальной емкостью, однако для ее реали­зации акционеров необходимо убедить в целесообразности вложений в намечаемые проекты, обосновать надежность и осуществимость планируемых инвестиций. Риск утраты контроля может быть минимизирован путем обеспечения такой структуры акционерного капитала, в которой будут отсутствовать крупные держатели пакетов акций.

Потенциальным источником инвестиций для предприя­тия выступают государственные инвестиции. Возможная ем­кость этого источника весьма велика, однако его доступ­ность регулируется обычно внеэкономическими факторами.

Второй составной частью инвестиционной политики предприятий является собственно инвестирование, т.е расходование средств на осуществление инвестиционных проектов. Основными параметрами, определяющими целесообразность и эффективность инвестиционного проекта, принято считать степень соответствия проекта товарно-рыночной стратегии; масштаб проекта, т.е. его цена; длительность осуществления проекта; срок окупаемости инвестиций, включая подготовительный период – разработку необходимой документации, организационные условия.

Оценка эффективности инвестиционных проектов производится путем расчета ряда показателей. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами и рассчитывается по формуле:

Эинт. = ЧДД = , где

Rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

Зt - затраты, осуществляемые на t-м шаге;

Т – временной период расчета, принимаемый исходя из сроков реализации проекта, включая время создания производства, эксплуатации, ликвидации;

Е – норма дисконта – коэффициент доходности капитала (отношение величины дохода к капитальным вложениям), при которой инвесторы согласны вложить свои средства в создание проектов аналогичного профиля.

Если величина ЧДД инвестиционного проекта положительна, то он признается эффективным, то есть обеспечивающим уровень инвестиционных вложений не меньший, чем принятая норма дисконта.

Окупаемость – выявление времени возврата первоначальных вложений.

, где

Кок – окупаемость, месяцы (годы);

С – чистые инвестиции, руб.;

Дср- среднегодовой приток денежных средств от проекта, руб.

Для того чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке, предприятие должно постоянно вводить новшества во все сферы своей деятельности. Поэтому научные исследования и разработки и их внедрение в производство становятся в настоящее время важным элементом предпринимательской деятельности, а инновационная деятельность является неотъемлемым условием эффективного развития предприятия

Инновационная деятельность - это процесс, направ­ленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

ü модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;

ü внедрение в производство новых прогрессивных тех­нологий, оборудования, материалов;

ü внедрение в производство и управление информаци­онных технологий;

ü применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный процесс состоит из че­тырех этапов: первый этап заключается в проведении фун­даментальных научных исследований и получении изоб­ретения, на втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем — экспериментальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предпола­гает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).

Инвестиционная и инновационная политика предприя­тия взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как реализа­ция нововведений обязательно предполагает определение источников их финансирования, т.е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации.

На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, соци­альные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятий, является государственная поддержка инновационной дея­тельности. В России она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новой продукции и технологий, по­вышение конкурентоспособности отечественных товаров и расширение на этой основе рынков сбыта, развитие науч­но-технического потенциала.

Инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе. Она может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными подразделениями, так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами. Венчурная фирма – это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском.

Основными направлениями инновационной политики Российской Федерации принято считать:

ü совершенствование нормативно-правовой базы инно­вационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;

ü развитие инфраструктуры инновационного процесса;

ü создание системы комплексной поддержки инноваци­онной деятельности;

ü развитие малого инновационного предприниматель­ства и др.

2. лизинговая деятельность. Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

В качестве предмета лизинга могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Одновременно в Федеральном Законе "О лизинге" оговорено, что предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, которые законом запрещены для свободного обращения.

Принципиальное отличие лизинговой сделки от сделки купли-продажи имущества в кредит состоит в том, что при лизинге нет перехода права собственности на имущество, обладателем которого остается лизингодатель, до момента его выкупа лизингополучателем. Лизинговая сделка оформляется совокупностью договоров между субъектами лизинга: продавцом предмета лизинга, лизингодателем и лизингополучателем.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок производимое или закупаемое им имущество, являющееся предметом лизинга. Это имущество он обязан передать в соответствии с условиями договора лизингодателю.

Лизингодателем может быть любое физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе сделки купли-продажи у продавца в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга получателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование, с переходом или без перехода к лизингополучателю прав собственности на предмет лизинга.

Лизингополучателем является физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга во временное владение и пользование на определенный срок, на определенных условиях.

Лизинговая операция выгодна для лизингодателя, так как в случае неплатежеспособности лизингополучателя он может вернуть себе предмет лизинга и потом сдать его другому лизингополучателю. Для лизингополучателя лизинг выгоден тем, что используя предмет лизинга имеет возможность начать предпринимательскую деятельность с меньшим капиталом, поскольку договор лизинга может предусматривать выплату лизинговых платежей по мере реализации продукции и получения прибыли.

Существует две формы лизинга: внутренний лизинг и международный.

При осуществлении внутреннего лизинга его субъектами являются резиденты РФ. Международный лизинг осуществляется с участием лизингодателя или лизингополучателя, являющегося нерезидентом РФ (например фирма Ай-би-эм поставляет компьютеры).

Различают три основных типа лизинга: долгосрочный -осуществляется на период от трех лет и более; среднесрочный - на период от полутора до трех лет; и краткосрочный - менее полутора лет.

Федеральный закон регулирует отношения по трем основным видам лизинга, к которым относятся: финансовый, возвратный и оперативный.

Финансовый лизинг предполагает, что лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок, и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты полной суммы.

Возвратный лизинг - является разновидностью финансового, однако, в данном случае продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

При оперативном лизинге лизингодатель сам закупает имущество и передает его лизингополучателю, на определенный срок. По окончании которого и при условии полной выплаты, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не может требовать перехода собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга при этом, может быть передан в лизинг неоднократно, в течение полного срока его амортизации.

Лизинговые компании могут оказывать лизингополучателям и дополнительные услуги. Это может быть приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность (лицензии, права на товарные знаки и т.д.), помощь в осуществлении монтажных и наладочных работ, без которых невозможно использовать предмет лизинга, замена предмета лизинга более совершенной моделью. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг должны быть указаны в договоре лизинга.

Лизингополучатель может переуступить права использования предмета лизинга третьему лицу, однако переуступка своих обязательств по выплате лизинговых платежей не допускается. Такие отношения называются сублизингом. Для передачи предмета лизинга в сублизинг необходимо согласие лизингодателя в письменной форме.

3. Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон - продавца (франчайзера), и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (франчайза).

Продавец обеспечивает покупателю квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования, аренде помещений, маркетинговых исследований, он может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов, оказывать консультации и т.д.

Покупатель оплачивает покупку франчайза, и необходимых элементов материально-технического обеспечения своего бизнеса. Он также осуществляет периодические платежи продавцу в виде процента от объема продаж (прибыли), а также вносит определенную долю средств в рекламный фонд франчайзера.

Таким образом, в обмен на преимущества от уже проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, франчайзи делится частью своей прибыли и независимостью. В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяется франчайзинг (Продажа многих видов товаров, оказание услуг связанных с обслуживанием бизнеса, проявка пленок, услуги по перевозкам и т.д.)

В России франчайзинг развивается сравнительно недавно. Все основные положения его отражены в гражданском кодексе РФ, ему посвящена специальная глава - "Коммерческая концессия". В ней содержатся статьи, регламентирующие все вопросы, касающиеся франчайзинга.

В зависимости от характера и особенностей деятельности осуществляемой покупателем по договору коммерческой концессии он обязан:

1. Использовать при осуществлении своей деятельности фирменного наименования правообладателя.

2. Обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ или услуг, качеству аналогичных товаров, выполняемых непосредственно правообладателем.

3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя, касающиеся в том числе и оформления коммерческих помещений.

4. Оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, покупая товар непосредственно у правообладателя.

5. Не разглашать секреты производства правообладателя и другую, полученную от него коммерческую информацию.

6. Предоставить оговоренное число субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.

7. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным способом, о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение в силу договора коммерческой концессии.

Договором коммерческой концессии могут быть оговорены и иные обязательства покупателя и продавца. Так, например, можно предусмотреть обязанность правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на территории уже закрепленной за покупателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: