Лекція 2 Раздел «Географическая оболочка Земли

Особенности преподавания отдельных разделов курса

Изучение курса «Общая география» как и предыдущих курсов, начинается с урока введения. Основной целью урока является формирование у школьников представления о географии как науке, результаты новейших исследований которой имеют важное практическое значение, определить в сознании учащихся важную роль географических знаний на современном этапе развития мирового сообщества. Основным методом проведения урока может быть эвристическая беседа, в процессе которой востребуется субъектный опыт учеников, проводятся доказательства, делаются выводы. Возможен такой прием как составление синквейна с ключевым словом «география».

Раздел «География как наука» включает, как отмечалось несколько выше две темы «Основные этапы развития географии и «Методы географических исследований». Изучение первой темы желательно провести в виде школьной лекции, сочетающейся с выявлением субъектного опыта учеников, проблемными вопросами, сопровождением мультимедийной презентацией, составлением и анализом таблицы «Этапы развития географических знаний». Вид таблицы может быть следующий:

Этапы развития Результаты Кем были достигнуты Методы достижения результатов.
       

На втором уроке по данной теме проводится семинар. Вопросы, семинара даются учащимся на первом уроке. Наряду с вопросами учитель может предложить ученикам подготовить сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, если они отсутствовали на первом уроке.

Изучение темы «Методы географических исследований», может осуществляться эвристической беседой с составлением или заполнением учащимися таблиц и классификационных схем, отражающих состав и особенности методов исследований.

При изучении содержания параграфа «Новые методы географических исследований» необходимо объяснение учителем таких понятий как дистанционные методы, мониторинг окружающей среды, географические информационные системы. На уроке организуется познавательная деятельность учащихся с учебником, дополнительными источниками информации, составление или заполнение классификационных схем, показ электронных интерактивных карт и др.

Изучение содержания темы урока «Географическая карта – модель земной поверхности» предоставляется возможность выявить субъектный опыт учеников, приобретенный при изучении в 6 классе темы «Географическая карта». На его основе учащимся можно предложить составить схему видов географических карт с обязательным объяснением или выявлением учащимися их отличительных особенностей. Изучение картографических проекций целесообразно проводить методом

объяснения в сочетании с демонстрацией изучаемых видов проекций, составлением соответствующей схемы и заполнением таблицы предложенной в учебном пособии. Значительную помощь в понимании учащимися этого достаточно сложного для них учебного материала могут оказать мультамедийные слайды демонстрирующие процесс построения изучаемых проекций. На уроке могут проводиться и такие виды работ как составление таблицы определяющей способы изображения на картах соответствующих объектов и явлений, измерение расстояний и описание участка местности по топографической карте, определение объектов на снимках из космоса, и, безусловно, работа с текстом и внетекстовыми компонентами учебного пособия. В порядке закрепления изученного ученикам можно предложить доказательно определить виды проекций, которыми выполнены карты школьного атласа, ответить на вопросы определяющие суть изученного материала, сделать выводы по изученному содержанию.

Раздел «Физический мир Земли». На его изучение программой отводится 2 часа учебного времени. На уроке по теме «История развития Земли» учитель может использовать такие методы как рассказ, объяснение, беседа, наглядные методы: демонстрация видеофильма, мультимедийной презентации, составление схемы. Интерес представляет и такой вид работы как составление учителем совместно с учениками геологической таблицы. По ходу изложения учебного материала учитель с помощью учеников работающих с текстом учебника составляет таблицу на доске, а учащиеся переносят ее в свои тетради. Для образного представления основных этапов развития жизни на Земле целесообразно составление таблицы сопровождать показом соответствующих мультимедийных слайдов. По окончанию работы составленную таблицу надо сравнить с таблицей, данной в Приложении учебного пособия.

Изучение темы «Влияние Солнца и Луны на земные процессы» представляет для учащихся определенную трудность. Она заключается в наличии в тексте параграфа сложных для понимания учащимися научных понятий, таких как сфероид, сила гравитации, магнитосфера, геомагнитные полюса, сила Кариолиса и др. Все эти новые понятия необходимо записывать на классной грифельной или интерактивной доске как ключевые и построить объяснение материала акцентируя на них внимание учащихся. Объясняя содержание темы, учитель может воспользоваться рисунками учебного пособия, глобусом, теллурием, мультимедийными слайдами, приемом моделирования форм и размеров Земли, годового движения Земли, образования приливных процессов в гидросфере Земли, составлением логического опорного конспекта, выполнением учащимися заданий в конце параграфа. Важной особенностью изучения темы является необходимость акцентирования внимания учащихся на причинно-следственной обусловленности происходящих на Земле природных процессов происходящих под влиянием Солнца и Луны.

Раздел «Географическая оболочка Земли на изучение, которого отводится 8 часов учебного времени представлен тремя темами:

- географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба (4 часа учебного времени);

- география природных ресурсов Земли (2часа);

- пространственное деление географической оболочки (1 час);

- обобщающее повторение (1 час).

Содержание раздела должно быть знакомо учащимся из предыдущих курсов географии, поэтому познавательная деятельность учащихся должна быть направлена на воспроизведение ими субъектного опыта, на обобщение, углубление и систематизацию имеющихся знаний о географической оболочке.

Изучение темы «Географические пояса как проявление периодического закона географической зональности» возможно составлением логического опорного конспекта сопровождающегося выявлением субъектного опыта учеников, составлением таблицы этапов развития, схемы строения географической оболочки, таблицы определяющей сущность ее закономерностей, рассмотрением и изучением схем этого параграфа.

Изучение тем характеризующих составные части географической оболочки, почвы, растительный и животный мир Земли может быть осуществлено в виде управляемой самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При таком варианте реализуется групповая форма обучения. Учащиеся групп, работая с учебным пособием, картами атласа, другими источниками географической информации, выполняют групповые задания, после выполнения заданий проводится их защита представителями каждой группы. Графически организованный группами учебный материал фиксируется всеми учениками класса в тетрадях по географии.

Этот же материал можно представить ученикам в виде школьной лекции с соответствующим мультимедийным сопровождением, с вопросами, установлением причинно-следственных связей и закономерностей. На втором уроке по содержанию этих тем проводится семинар с выставлением соответствующих оценок. Возможен вариант опережающих заданий по разработке и защите мультимедийных презентаций.

При изучении раздела реализуется краеведческий принцип обучения в результате проведения практических работ по оценке экологического состояния природы и характеристики природных ресурсов своей местности. Выполнение заданий желательно организовать в составе групп: каждая группа оценивает или характеризует определенные виды природных ресурсов используя материалы наблюдений.

Урок обобщающего повторения можно провести как защиту мультимедийных презентаций выполненных учениками, в виде письменного тестирования по заданиям пяти уровней усвоения учащимися учебного материала, в виде итогового семинара или иными интерактивными методами обучения.

Раздел «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» Это наиболее крупный раздел курса, включающий следующие темы:

- географические проблемы территориальной организации общества (1час учебного времени);

- мировое хозяйство, мировое хозяйство и научно-технический прогресс, международное разделение труда (2 часа);

- география отраслей мирового хозяйства (10 часов).

При изучении первой темы раздела целесообразно проведение лекции в сочетании с объяснением, беседой, вопросами к учащимся, с элементами их практической деятельности. При этом необходимо сконцентрировать внимание учащихся на таких ключевых понятиях темы как территориальная социально-экономическая система, территориально-производственный комплекс, экономический район, районная планировка и районная планировочная система.

При изучении последующих тем раздела кроме лекций и семинаров возможно организация дискуссий, диспутов допустим по влиянию научно-технического прогресса на мировое хозяйство и характер деятельности человека. Результатом таких организационных форм учебной деятельности является формирование умений оценивать, аргументировать, отстаивать свои убеждения, суждения, позиции, взгляды. По этим и другим вопросам изучаемых тем можно проводить нестандартные уроки, такие как урок- конференция или пресс-конференция, уроки с игровой состязательной основой: «Урок-суд», «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?» и другие, предварительно объяснив ученикам новые понятия изучаемой темы. Содержание раздела позволяет организовать и такой вид учебной деятельности как проектное исследование в составе групп учащихся. Объектами исследования могут быть влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство, условия и факторы размещения отраслей мирового хозяйства, развитие отраслей хозяйства и др.

Изучение раздела должно сопровождаться графической организацией изучаемого материала: составлением таблиц, схем, графиков, диаграмм, созданием учащимися образовательных продуктов на основе контурных карт. При возможности целесообразно проведение уроков с применением школьной ГИС-технологии, в результате чего формируются умения читать географическую информацию по цифровым графическим картам, графикам, диаграммам, создавать собственные цифровые карты, определять взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами и др.

Раздел «Глобальные проблемы» представлен в программе одной темой: «Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении». На изучение данной темы отводится 4 часа учебного времени.

Проведение уроков по данной теме возможно в виде конференций, пресс-конференций, школьных лекций с элементами эвристической беседы, уроков-практикумов, уроков-исследований, урока - деловая или ролевая игра, организации групповой познавательной деятельности учащихся, уроки с применением ГИС-технологий и др.

Особенностью уроков является и привлечение краеведческого материала полученного в результате исследований и наблюдений учащихся, разработка проектов на краеведческой основе, составление геоэкологических прогнозов, предложение возможных путей решения как глобальных, региональных, так и местных экологических проблем.

процессы, высказывать суждение, анализировать, наблюдать, участвовать в дискуссиях, беседах, ориентироваться в пространстве и др. К особенностям преподавания тем курса относятся:

- возможность реализации проблемного и эвристического обучения;

- широкое применение лекционно-семинарской системы обучения;

- применение мультимедийных презентаций, создание учащимися собственных образовательных продуктов;

- проведение нестандартных уроков географии, уроков с игровой
состязательной основой;

- применение методов интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в процессе взаимосвязанной учебной деятельности;

- применение педагогических технологий, таких как технологии проектного обучения, развития критического мышления учащихся, ГИС-технологий и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: