double arrow

Человек осуществляет свою связь с миром в трех формах – практической, познавательной и духовно-практической

ЛЕКЦИЯ №16. ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Ответьте на вопросы:

1.В каких формах человек осуществляет свою связь с окружающим миром?

2.Что такое духовный мир человека?

3.В чем особенность сознания?

4.В чем сущность человеческого духа?

5.В чем особенность психики человека?

6.Какие формы психического отражения действительности вам известны?

7.В чем сущность мышления?

8.Какие составляющие сознания вам известны?

9.Что вам известно об истоках духовности человека?

10.Точка зрения материализма на формирование духовного мира человека?

11.Какова роль языка в жизни человека и особенность сознания?

Духовный мир человека - это не только ее разум, мышление, но и чувства, эмоциональные состояния, вера, воля, мировоззрение, самосознание, которые опираются на совокупность ценностных ориентиров и духовных смыслов.

Сознание не равнозначно мышлению и знаниям, оно является одновременно и переживанием, осознанием, оценкой действительности. Любое проявление духовности отражает в себе две формы идеального отношения к миру – и познавательную, и ценностную (духовно-практическую).

Сущность человеческого духа, происхождение сознания содержат в себе много загадочного, вряд ли человечество когда-либо найдет окончательное решение этих проблем. Загадка человеческого духа всегда будет вызывать чрезвычайный интерес и попытку новых вариантов ее решения. Но определенный опыт в познании сознания уже есть.

Психическая жизнь как отражение действительности присуща не только человеку, но и животным. Но только у человека возникает высшая, специфическая форма психического отражения объективной реальности – мышление, сознание.

2.Если рассматривать сознание только с психологической точки зрения, то в составе сознания можно выделить такие формы психического отражения: подсознательное, формы чувственного созерцания, эмоции, чувства, волю, мышление, самосознание.

Высшей формой психического отражения действительности является логическое мышление, как способ понятийного постижения сущности вещей и раскрытия закономерностей окружающего мира..

Мышление как высшая форма познавательной деятельности имеет свои уровни, от элементарной деятельности рассудка, которая присуща и животным (процессы анализа и синтеза, индуктивные и дедуктивные способы мышления, экспериментальная деятельность рассудка) до высших форм понятийного познания действительности, творческого мышления.

Субъективно-психологические особенности индивида влияют и на такую составляющую сознания, как самосознание, или рефлексия (она имеет свои уровни и формы) – самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль).

Однако сознание не является лишь субъективно-психологической способностью индивида, не является проявлением лишь психической сферы жизни. С позиции специфики психической организации и субъективно-психологических особенностей внутреннего мира человека невозможно раскрытие сущности сознания.

Проблема состоит в том, что истоки духовности человека не сосредоточены в самом индивиде, они имеют внешние относительно его источники. Человек в своем развитии опирается на определенные формы духовности, которые существуют независимо от его индивидуального сознания.

Философские системы по-разному определяли факт объективного существования духовных формообразований. Религиозные концепции обращаются к богу, который наделил человека духовностью.

Системы объективного идеализма (Платон, Гегель и др.), констатируя объективность форм духовности, факт их существования в пространстве человеческой культуры, поясняют это наличием сверхчеловеческой духовной субстанции – абсолютного духа, мира идей, духовной космической энергии и т.п.

С точки зрения современного материализма, духовный мир человека сформировался в процессе антропосоциогенеза на основе общественного труда и общения индивидов.

Особенность человеческого способа бытия состоит в том, что человек действует не в соответствии с биологической программой, инстинктивной схемой поведения, он не приспосабливается к окружающей среде, а активно преобразует ее в процессе общественной практики.

В процессе общественной жизнедеятельности формируется социальный тип наследственности.

Общественный опыт аккумулируется не только в формах общения, в общественных отношениях, не только в средствах и орудиях труда, но и в языке.

Язык выступает внешней оболочкой мысли, средством познания, общения, сохранения и передачи общественного опыта и информации.

Таким образом, будучи функцией мозга, сознание находится за пределами сферы биологических закономерностей, оно является сугубо социальным по своему происхождению и содержанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: