Исходным к решению задачи о достаточности инфраструктуры является оценка уровня обеспеченности ею территории. Можно определить территориальную целостность, охваченную данной инфраструктурной системой, по реализации в её границах минимального объема функционирования связей. В качестве такого критерия используются транспортные показатели: удельные затраты работы (в ткм) на тонну произведенной продукции, которые выражаются средним радиусом зон влияния предприятий, расположенных на данной территории. Существуют показатели густоты сети относительно территории и населения, веса отправленных грузов. Реже применяются комбинированные показатели густоты транспортных сетей К. Энгеля, Ю. И. Успенского (отношение длины сети к среднему геометрическому из площади территории, численности населения и суммарному весу перевезенных по этой сети грузов).
Расчёт показателей транспортной обеспеченности.
1) Густота сети на 1000 км2:
ds ,
где LЭ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.
2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек:
dн , где Н – число населения.
3) Комбинированный показатель К. Энгеля:
dэ
4. Комбинированный показатель Ю. И. Успенского:
dу , гдеQ – количество грузов.
5. Коэффициент обеспеченности инфраструктурой Б. К. Краснопольского, рассчитывается по её основным фондам:
К ,
где: Ф – основные фонды инфраструктуры (млн. руб., $); Р – численность населения; S – площадь экономически активной территории района (тыс. км2); Q – валовая продукция производственных предприятий (промышленных и сельскохозяйственных), произведенная на данной территории (млн. руб., $).
6. Показатель по приведению различных видов транспорта к общему виду:
dК , где S0 – обжитая территория.
Л. И. Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей): для автомагистралей – 0,45; обычного шоссе – 0,15; речного пути – 0,25; магистрального газопровода – 0,30; нефтепровода – 1.
7. Макроэкономическим показателем уровня транспортного обслуживания является объём приведенного грузооборота в тонно-километрах, (грузооборот – количество тонн, приведённых на один километр) приходящегося на 1 рубль национального дохода:
dм
Также разработан ряд комбинированных показателей применительно к специфическим территориальным сферам использования (для развивающихся стран), специализированным видам транспорта (для нефте- и продуктопроводов), отдельным элементам транспортной системы (для транспортных узлов).