Введение в учебную дисциплину

Тема №1. Введение. Становление экологии и ее предмет.

Лекция (2 часа).

цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Этот термин нередко употребляют в сочетании с такими словами, как общество, культура, семья, здоровье и так далее. Наиболее часто применяют это слово, указывая на неблагополучное состояние окружающей нас природы.

Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos-дом, жилище и logos-наука, знание), то есть означает в буквальном смысле «наука о местообитании».

Стремительное расширение масштабов влияния человека на природу привело к тому, что экономическое и социальное развитие общества на современном этапе пришло в противоречие с ограниченными возможностями окружающей среды. При этом высокая опасность для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей среды, риск крупных техногенных аварий и деградация природных экосистем становятся реальным препятствием для устойчивого социально-экономического развития России и требуют безотлагательных мер на всех уровнях.

Цель освоения дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков в области экологии и экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам).

Задачи курса:

- формирование теоретических знаний об основных понятиях экологии;

- выявление тенденций управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития;

- уяснение взаимосвязи и взаимозависимости экологии и экономики в процессе развития;

- приобретение умения осуществления жизнедеятельности и руководящей деятельности в условиях приоритета парадигмы устойчивого развития;

- приобретение умения оптимизировать инженерные, экономические, организационно-правовые, социальные и иные решения для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития;

- овладение навыками прогнозирования и оценки возможных отрицательных последствий в окружающей среде под влиянием деятельности человека;

- овладение студентами методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания.

Данная учебная дисциплина носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В методическом плане «Экология» базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как: история, философия, русский язык и культура речи, математика, информатика, концепции современного естествознания.

Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОКВ-1 владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения
ОКВ-10 способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач; владеет основными методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ОКВ-11 способен анализировать и оценивать события и процессы, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности и роль страны в современном мире.

Студент должен:

знать основные научные понятия и категории ОКВ-1
основы культуры устной и письменной речи ОКВ-1
закономерности и движущие силы исторического процесса; место человека в истории ОКВ-10, ОКВ-11
уметь грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы ОКВ-1
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОКВ-1
анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы, выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому ОКВ-11
применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности ОКВ-11
владеть базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам ОКВ-1
методами систематизации данных ОКВ-1
навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии ОКВ-1

Освоенные студентом в ходе изучения дисциплины «Экология» компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как:

№ п-п Направление подготовки Учебные дисциплины
  Направление подготовки 100700.62 «Торговое дело» «Человек и его потребности», «Экономика организаций (предприятий)», «Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и практика оценки бизнеса», «Региональная экономика и управление», «Управление рисками»
  Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент» «Безопасность жизнедеятельности», «Управление рисками», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
  Направление подготовки 100400.62 «Туризм» «Безопасность жизнедеятельности», «Человек и его потребности»
  Направление подготовки 080100.62 «Экономика» «Безопасность жизнедеятельности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
  Направление подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» «Безопасность жизнедеятельности»
  Направление подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана культурного и природного наследия в России и за рубежом»
  Направление подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и практика связей с общественностью», «Связь с общественностью в кризисных ситуациях», «Социальное проектирование и прогнозирование»
  Направление подготовки 040400.62 «Социальная работа» «Безопасность жизнедеятельности», «Социальное проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе»
  Направление подготовки 230700.62 «Прикладная информатика» «Безопасность жизнедеятельности»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: