Тема №1. Введение. Становление экологии и ее предмет.
Лекция (2 часа).
цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.
Этот термин нередко употребляют в сочетании с такими словами, как общество, культура, семья, здоровье и так далее. Наиболее часто применяют это слово, указывая на неблагополучное состояние окружающей нас природы.
Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos-дом, жилище и logos-наука, знание), то есть означает в буквальном смысле «наука о местообитании».
Стремительное расширение масштабов влияния человека на природу привело к тому, что экономическое и социальное развитие общества на современном этапе пришло в противоречие с ограниченными возможностями окружающей среды. При этом высокая опасность для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей среды, риск крупных техногенных аварий и деградация природных экосистем становятся реальным препятствием для устойчивого социально-экономического развития России и требуют безотлагательных мер на всех уровнях.
|
|
Цель освоения дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков в области экологии и экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам).
Задачи курса:
- формирование теоретических знаний об основных понятиях экологии;
- выявление тенденций управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития;
- уяснение взаимосвязи и взаимозависимости экологии и экономики в процессе развития;
- приобретение умения осуществления жизнедеятельности и руководящей деятельности в условиях приоритета парадигмы устойчивого развития;
- приобретение умения оптимизировать инженерные, экономические, организационно-правовые, социальные и иные решения для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития;
- овладение навыками прогнозирования и оценки возможных отрицательных последствий в окружающей среде под влиянием деятельности человека;
- овладение студентами методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания.
Данная учебная дисциплина носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В методическом плане «Экология» базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как: история, философия, русский язык и культура речи, математика, информатика, концепции современного естествознания.
|
|
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОКВ-1 | владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения |
ОКВ-10 | способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач; владеет основными методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; |
ОКВ-11 | способен анализировать и оценивать события и процессы, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности и роль страны в современном мире. |
Студент должен:
знать | основные научные понятия и категории | ОКВ-1 |
основы культуры устной и письменной речи | ОКВ-1 | |
закономерности и движущие силы исторического процесса; место человека в истории | ОКВ-10, ОКВ-11 | |
уметь | грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы | ОКВ-1 |
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОКВ-1 | |
анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы, выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому | ОКВ-11 | |
применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности | ОКВ-11 | |
владеть | базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам | ОКВ-1 |
методами систематизации данных | ОКВ-1 | |
навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии | ОКВ-1 |
Освоенные студентом в ходе изучения дисциплины «Экология» компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как:
№ п-п | Направление подготовки | Учебные дисциплины |
Направление подготовки 100700.62 «Торговое дело» | «Человек и его потребности», «Экономика организаций (предприятий)», «Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и практика оценки бизнеса», «Региональная экономика и управление», «Управление рисками» | |
Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент» | «Безопасность жизнедеятельности», «Управление рисками», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» | |
Направление подготовки 100400.62 «Туризм» | «Безопасность жизнедеятельности», «Человек и его потребности» | |
Направление подготовки 080100.62 «Экономика» | «Безопасность жизнедеятельности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» | |
Направление подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» | «Безопасность жизнедеятельности» | |
Направление подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» | «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана культурного и природного наследия в России и за рубежом» | |
Направление подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» | «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и практика связей с общественностью», «Связь с общественностью в кризисных ситуациях», «Социальное проектирование и прогнозирование» | |
Направление подготовки 040400.62 «Социальная работа» | «Безопасность жизнедеятельности», «Социальное проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе» | |
Направление подготовки 230700.62 «Прикладная информатика» | «Безопасность жизнедеятельности» |
|
|