Психологические особенности контроля

Психологические особенности регулирования

Психологические особенности функции организации

Организовать – создать определенную структуру. Причины психологических проблем, возникающие в связи с реализацией функции организации:

1) злоупотребление регламентированием. Мелочное регламентирование подменяет эффективный контроль и ведет к нарушению прав нижестоящего звена, размыванию ответственности;

2) чрезмерная централизация в организации. Избыточность применения любых методов управления чревата организационными и психологическими последствиями, в частности обесцениванием воздействия, снижением мотивации собственной активности сотруд-ников;

3) неправильное оформление документации. В регламентирующих документах может нечетко разграничиваться сфера деятельности подразделений. В должностных инструкциях неполно прописываются разделы прав, обязанностей и ответственности;

4) отсутствие учета динамики развития организации. У руководителя должен быть определенный спектр действий.

Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется через руководство и координацию. Принципы руководства, обеспечивающие оптимальные регулирующие воздействия:

1) минимизация воздействия (минимальными воздействиями необходимо достигать максимального эффекта);

2) системность воздействия (предполагает рассмотрение регулируемого процесса в рамках целостной системы);

3) комплексность воздействия (состоит в использовании стимулов, максимально полно отражающих структуру мотивации конкретного работника);

4) непротиворечивость воздействия (предполагает, что применяемые стимулы не должны противоречить друг другу).

Снижение эффективности регулирования связано с нарушением принципов регулирования. Особое место среди факторов, снижающих эффективность регулирования, занимает несвоевременность воздействия (запаздывание или опережение событий). Много проблем связано с неадекватным прогнозированием психологических последствий применения различных методов управления. Недостаточно используются социально-психологические методы.

Цель контроля – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия.

Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля связаны с самой структурой деятельности, мотивацией контроля. Руководитель может использовать контроль как средство психологического давления, не учитывать его результаты, работникам не объясняются задачи и цели контроля, что вызывает состояние психологической неопределенности. При неэффективной организации контроль бывает поверхностным, осуществляется не систематически, корректирующие мероприятия не проводятся или проводятся не в полном объеме. Он не присутствует на всех уровнях и во всех формах деятельности.

Ошибки заложены и в нерациональном распределении полномочий. Лицо, призванное осуществлять контроль, не должно находиться в подчинении руководителя, деятельность подразделения которого он призван контролировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: