Тема 4. Общие положения налогового права России

По дисциплине: «Психология семьи»
Вариант: №
Выполнил
(фамилия, имя, отчество)
(курс, группа)
Проверил Ларионова Е.А.
(фамилия, имя, отчество)
Старший преподаватель
(должность, научная степень, подпись)

Ростов-на-Дону

Модуль 1. Историко-теоретические основы налогообложения и налогового права

Тема 4. Общие положения налогового права России.

Понятие налогового права. Налоговое право как отрасль права, ее предмет и метод правового регулирования. Налоговое право, как учебная дисциплина, специ­альный курс. Система курса налогового права (общая и особенная части). Место налогового права в системе российского права, его связь с конституционным, ад­министративным, гражданским, уголовным, таможенным, финансовым и бюджет­ным правом. Принципы налогообложения (налогового права). Виды принципов налогового права.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распростра­ненной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность взаимосвязанных правовых норм, ре­гулирующих отношения и социальные связи, возникающие меж­ду теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы определить понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его пред­мет.

Предмет правового регулирования образуют, как правило, отно­шения, характеризующиеся:

1) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотно­шения субъектов;

2) способностью к внешнему правовому контролю;

3) нахождением в правовом поле, -г. е. под юрисдикцией права.

Уяснение содержания предмета налогового права позволит от­граничить его от других составных частей финансового права и от­раслей российского права, а также определить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение налоговых отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно тре­бующих финансово-правового регулирования.

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сбо­рах» НК РФ. Названная статья не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указы­вает на критерии разграничения налогового и смежных подотрас­лей и отраслей права. Для определения предмета налогового права ст. 2 использует два критерия — метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регули­руемых отношений.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового пра­вового регулирования, можно сгруппировать следующим образом. Это отношения, возникающие в процессе:

1) установления налогов и сборов;

2) введения налогов и сборов;

3) взимания налогов;

4) осуществления налогового контроля;

5) обжалования актов налоговых органов, действий (бездейст­вия) их должностных лиц;

6) привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и про­цессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подле­жит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного са­моуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет налогового права как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания на­логов в доход государства (муниципального образования), осуще­ствления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Можно выделить следующие основные отличительные призна­ки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

1) их имущественный характер;

2) их направленность на образование государственных и муни­ципальных финансовых ресурсов;

3) государство или муниципальное образование в лице компе­тентных органов как обязательный их участник и воздействующий субъект.

Наиболее полное представление о структуре предмета налого­вого права дает его классификация по различным основаниям.

1. В зависимости от функций налоговой деятельности предмет налогового права образуют:

а) материальные отношения;

б) процессуальные (процедурные) отношения.

2. В зависимости от институциональной принадлежности вы­деляются отношения:

а) по установлению и введению налогов и иных обязательных
платежей;

б) исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

в) осуществлению налогового контроля;

г) охране механизма правового регулирования налоговой сферы;

д) налогообложению организаций;

е) налогообложению физических лиц;

ж) установлению особых налогово-правовых режимов.

3. По экономическому критерию налоговые отношения под­разделяются:

а) на финансовые, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов (например, отношения по взиманию налогов);

б) нефинансовые, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако которые лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или пре­кращение налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлече­ние к налоговой ответственности.

Проведенная классификация общественных отношений позво­ляет сделать вывод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а только определенная их часть, опосредущая процессы образования за счет налоговых поступлений госу­дарственных и муниципальных фондов денежных средств в пуб­личных интересах.

Вторым критерием для определения сущности налогового пра­ва служит метод правового регулирования. Специфика обществен­ных отношений, в совокупности образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов государственного воз­действия на данную сферу финансовой деятельности.

Методы осуществления налоговой деятельности считаются важным составляющим элементом налогового права. Задачей методологии налогового права является выяв­ление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования налоговых отно­шений.

Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только с одной конкретной юридической особенно­стью: это всегда совокупность юридических способов, средств, приемов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрас­ли права на отношения налоговой сферы.

Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми отношениями, которые, в свою очередь, вызваны за­конодателем к жизни необходимостью формирования государст­венной (муниципальной) собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных денеж­ных фондов осуществляется посредством налогообложения част­ных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздейст­вия на участников налоговых правоотношений различны: в боль­шинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях — диспозитивность.

Наиболее распространенным методом налогового права в со­временных условиях является метод властных предписаний, по­скольку государство самостоятельно определяет процедуры уста­новления, введения и уплаты налогов, а также материальное со­держание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями встречается в ст. 2 НК РФ, однако содержание этой категории не раскрыва­ется.

Ссылка на регулирование налоговых отношений императив­ным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), п. 3 ст. 2 которого отмечает, что к налоговым отношени­ям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не уста­навливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его традиционными взглядами на регулирование публичных от­раслей права императивными предписаниями.

Налоговый кодекс РФ не перечисляет признаков метода власт­ных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содер­жание властности регулирования налоговых отношений обосно­вывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 де­кабря 1996 г., отметившем, что налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых — налого­вому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязан­ность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из за­кона. С публично-правовым характером налога, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны зако­нодательная форма учреждения налога, обязательность и прину­дительность его изъятия, односторонний характер налоговых обя­зательств.

В налоговом праве метод властных предписаний является отра­жением финансово-правового императивного метода, поэтому об­ладает всеми сущностными характеристиками последнего. При­менительно к сфере финансовой деятельности государства метод властных предписаний имеет следующие признаки[1]:

1) преобладание в финансово-правовом регулировании пози­тивных обязываний. Государство, создавая властные предписа­ния, обязывает субъектов к их исполнению;

2) императивный характер (в противовес диспозитивному). Императивность финансово-правового регулирования означает невозможность для субъектов финансового права в большинстве случаев по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими;

3) конформизм финансово-правового регулирования, озна­чающий необходимость для субъектов финансовых правоотноше­ний действовать не по своей воле, а следовать предписаниям соот­ветствующих актов органов государства;

4) неравенство субъектов финансовых правоотношений, что проявляется прежде всего в обладании одних субъектов финансо­вых правоотношений юридически властными полномочиями по отношению к другим субъектам.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государствен­ными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налого­вой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведения за­чета задолженности государства перед поставщиком товаров (ра­бот, услуг) посредством зачета встречного требования по исполне­нию налоговой обязанности.

Система налогового права

Система налого­вого права — это определенная внутренняя его структура (строе­ние, организация), которая складывается объективно как отраже­ние реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Условно все нормы налогового права можно разделить на две ча­сти: общую и особенную. В нормах общей части устанавливаются сис­тема налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Это виды налогов и сборов, подлежащих уп­лате в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекраще­ния действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налого­плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и мето­ды налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Нормы особенной части регулируют исчисление и уплату отдель­ных видов налогов и конкретизацию прав и обязанностей налогопла­тельщиков по этим налогам.

Налоговое право в системе российского права

Место налогового права в системе российского права относит­ся к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных от­раслей права, придают налоговому праву самостоятельное значе­ние. Например, М. И. Брагинский считает, что «налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущест­венные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права». Дру­гие авторы (В. В. Витрянский, С. А. Герасименко, С. Г. Пепеляев, Ю. А. Тихомиров и др.) не исключают возможности формирова­ния налогового права в качестве самостоятельной правовой общ­ности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансо­вой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в зна­чительной степени обусловлена осуществленной в 1998 г. кодифи­кацией налогового законодательства.

В период неразвитости рыночных отношений и законодатель­ного приоритета публичной собственности налоговое право счита­лось не более чем составной частью в правовом институте государ­ственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания ча­стных и публичных интересов обусловили увеличение числа нор­мативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало ха­рактеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой по­литики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

О вхождении налогового права в систему финансового свиде­тельствует частичное совпадение границ предмета правового регу­лирования. Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распреде­ления и использования государственных (муниципальных) денеж­ных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющие­ся частью предмета финансового права.

Система налогов и сборов органично встроена в финансовую систему государства, что предполагает общие подходы к теорети­ческому осмыслению и законодательному регулированию. Не­смотря на то что в российской системе права финансовое право относится к некодифицированным отраслям, поскольку отсутст­вует единый системообразующий нормативный акт, действующее финансовое законодательство позволяет говорить о сформировав­шихся группах общих правовых норм, непосредственно влияю­щих и на налоговые отношения. Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов общей части финансового права.

В системе финансового права налоговое право занимает опре­деленное место и взаимодействует с иными финансово-правовы­ ми общностями. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Действительно, образование бюджетов всех уровней и государ­ственных внебюджетных фондов в большей степени осуществля­ется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Од­нако сказанное не означает включения налогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопреде­лено, «учреждено» бюджетным правом в качестве института дохо­дов бюджетов всех уровней. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налого­вого контроля, привлечения к ответственности за нарушения на­логового законодательства и т. п., не составляют предмет бюджет­ного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Основой разгра­ничения налогового и бюджетного права может служить установле­ние момента исполнения налоговой обязанности, который позво­ляет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками на­логовых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность выделения в составе правоотношений, образующих предмет фи­нансового права, в качестве самостоятельных элементов отноше­ний, возникающих по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осу­ществления налогового контроля и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения. Использование законодателем в качестве приема юридической техники кодифи­кации налогового законодательства не означает расширения пред­мета налогово-правового регулирования и приобретения налого­вым правом необходимых атрибутов самостоятельности.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налого­вое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определяется тем, что конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регули­рование налоговых отношений предопределено их публичной зна­чимостью и государственно-властной природой. В правовом госу­дарстве любая внешняя активность публичного субъекта (государ­ства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволен­ных основным законом — конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. При­дание налоговым отношениям конституционного характера отра­зило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры рос­сийского общества.

Примечательно, что нормы Конституции РФ не только закре­пили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых га­рантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. По­скольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, нормы налогового права должны соответствовать конституционно значимым целям огра­ничения прав личности и законодательной форме введения по­добных ограничений.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое пра­во посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило вы­явить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие ос­новные принципы налогообложения, как формальная определен­ность, соразмерность, справедливость и т. д.

Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в по­становлениях Конституционного Суда РФ и в Налоговом ко­дексе РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового пра­ва, практика деятельности которого выработала ценные правовые позиции по вопросам налогообложения. Основанные на Консти­туции РФ правовые позиции Конституционного Суда РФ послу­жили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. В частности, впервые были сформулированы Конститу­ционным Судом РФ и затем зафиксированы НК РФ понятие на­лога (ст. 8), состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1), со­став нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о на­логах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанно­сти по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственно­сти за совершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды на­логовых правонарушений (гл. 16) и т. д.

Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятельность Конституционного Суда РФ послужили в начале 1990-х гг. осно­вой реформирования налогового законодательства. Многие дейст­вующие нормы НК РФ представляют собой конкретизацию норм Конституции РФ.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в нало­говом и гражданском праве является предмет регулирования — имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регу­лирования, свойственный разным отраслям права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу граж­данских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основан­ные на властном подчинении, если иное не предусмотрено зако­нодательством. Данное правило, устанавливающее приоритет на­логовых норм над гражданскими, не является новым в российской юридической практике. В совместном постановлении от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обращалось внимание, что «в случаях, когда разре­шаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансо­вых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указан­ным правоотношениям только при условии, что это предусмотре­но законодательством».

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательством. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списания де­нежных средств со счетов клиентов, в том числе по платежным до­кументам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджет­ные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия между нормами налогового законодательства и ст. 855 ГК РФ при­меняются правила этой статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство в налоговых отношениях оформляется в соот­ветствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 11 и 19 Н К РФ устанавливают правило, согласно кото­рому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, приводимые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, поскольку объек­ты налогообложения образуются, как правило, в результате совер­шения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате нало­га может быть реализована налогоплательщиком только после то­го, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т. д. Следовательно, налого­вые отношения возникают на основе фактических имуществен­ных отношений, правовой формой которых выступают граж­данские отношения.

Вместе с тем налоговые имущественные отношения существен­но отличаются от имущественных гражданских отношений. В частности, одним из критериев, показывающих принципиаль­ное различие названных отраслей законодательства, выступает сущность денег. В гражданских правоотношениях деньги проявля­ют свою сущность в качестве всеобщего эквивалента — универ­сального средства платежа и предназначены для встречного удов­летворения взаимных интересов субъектов гражданского права. В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку служат объектом правового регулирования. В границах налоговых отношений деньги не предназначены для взаимного удовлетворения имущественных интересов субъектов и выступают только в качестве материального объекта, относитель­но которого реализуется фискальный суверенитет государства и посредством которого формируется часть доходов государствен­ной (муниципальной) казны.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Объединяющим элементом гражданских и налоговых отноше­ний выступает гражданское судопроизводство, поскольку ответст­венность за нарушение налогового законодательства реализуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процесса.

В отдельных случаях за нарушение налогового законодательст­ва возможно применение мер гражданско-правовой ответственно­сти. Например, в отношении договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами гл. 23 ГК РФ. Согласно ст. 15 и 16 ГК РФ гражданско-правовая от­ветственность применяется в результате предъявления физически­ми лицами или организациями требований к налоговым органам о возмещении убытков вследствие необоснованного взимания эко­номических (финансовых) санкций.

Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется и в способах обеспечения исполнения налоговой обя­занности. Так, на основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве обеспе­чения договора налогового кредита уполномоченный орган вправе потребовать от налогоплательщика документы об имуществе, ко­торое является предметом залога, либо поручительство. Согласно ст. 72 Н К РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может обеспечиваться залогом имущест­ва, поручительством и пеней. Названные способы традиционно применяются в гражданском обороте и регулируются граждан­ским правом.

После введения в действие НК РФ отношения по обеспечению исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений, ре­гулируемых налоговым правом. Тем самым в российской право­вой системе возникли отношения, имеющие императивный характер и одновременно подпадающие под сферы действия нало­гового и гражданского законодательства,^ вступающие в эти от­ношения субъекты одновременно становятся субъектами двух на­званных отраслей законодательства. Сложившаяся ситуация не является коллизией права, а напротив, подобный отраслевой дуа­лизм позволяет максимально полно учитывать соотношение част­ных и публичных интересов при формировании доходной ча­сти государственных или муниципальных бюджетов.

Значительная обусловленность налогового права граждан­скими правоотношениями вызывает необходимость использова­ния названными правовыми общностями единой (или по крайней мере непротиворечивой) терминологии. Вместе с тем в некоторых случаях нормы налогового права либо противоречат гражданскому законодательству, либо вводят новые категории, не согласующие­ся с гражданско-правовыми отношениями. Например, ст. 235' НК РФ определяла в качестве самостоятельных субъектов-налого­плательщиков родовые, семейные общины малочисленных наро­дов Севера[2]. Однако ГК РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов, что вызывает серьезные трудности в правопри­менительной деятельности. Фиксирование в налоговом законода­тельстве терминов, не имеющих первоосновы в гражданском обо­роте или противоречащих ему, а также установление налоговых прав и обязанностей в отрыве от юридических последствий граж­данско-правовых сделок вынуждает налогоплательщиков нару­шать нормы гражданского права в целях недопущения нарушений налогового.

Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распоря­дительной деятельностью государства. В механизм правового ре­гулирования налоговых отношений включены органы исполни­тельной власти, реализующие государственно-властные полномо­чия.

Налоговое и административное право, будучи публичными от­раслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы регулирования административного и налогового пра­ва. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое пра­во предназначено для урегулирования конфликтности публич­ных и частных имущественных интересов. Областью админист­ративно-правового регулирования являются управленческие от­ношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущест­венные и связанные с ними неимущественные отношения, на­правленные на аккумулирование налоговых платежей в доход го­сударства.

Налоговое и уголовное право. Налоговое право взаимосвяза­но с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уго­ловно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой — квалификация некоторых преступлений невоз­можна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налого­вое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет специфические осо­бенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетель­ствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Базисом налогово-правового регулирования являются принци­пы налогообложения.

Необходимо отметить, что первые принципы налогообложения были разработаны А. Смитом и А. Вагнером. А. Смит первым четко сформулировал основные принципы налогообложения. Глубину, вер­ность и точность их отмечали ученые-финансисты конца XIX — нача­ла XX в. Заслуга А. Вагнера состояла в том, что его дополнения прин­ципов А. Смита носили концептуальный характер.

В России принципы А. Смита пропагандировал и развивал русский экономист Н.И. Тургенев.

В структуре принципов налогообложения выделяются экономи­ческие принципы, организационно-функциональные принципы (прин­ципы организации и функционирования налоговой системы), а также правовые принципы (принципы налогового права) Основой выработки правил поведения, определяемых законода­телем, т.е. базой, на основе которой государство и налогоплательщики вырабатывают пути взаимодействия между собой, являются принципы налогового права. Под принципами налогового права принято по­нимать закрепленные в налоговом законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм налогового права и главные направления государственной политики в области правового регулирования общественных отношений, складывающих­ся по установлению, введению и уплате налогов и сборов. Нормы об установлении общих принципов налогообложения федеральным за­коном содержатся в ч. 3 ст. 75 Конституции РФ. В развитие конститу­ционных норм в постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П от­мечено, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных начал и свобод человека и гражданина, принципов в Российской Федерации».

Принципы налогообложения (налогового права) условно можно разделить на две группы: принципы, закрепленные в НК РФ, и прин­ципы, установленные в иных источниках права (или социально-правовые (имеют общеправовое значение: законность, правопорядок и т.д.) и специально-правовые ( определяют специфику налогового права)

Как отмечают специалисты, «в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах Конституционный Суд РФ дает толкования конституционных норм и формулирует ос­новные принципы налогообложения и сборов.

Изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ по во­просам налогообложения в основном состоит в рассмотрении сфор­мулированных в его постановлениях основных принципов налогооб­ложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения».

Налогообложение должно быть справедливым — эта аксиома есть частное проявление общего требования справедливости в праве. Прин­цип справедливости, несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение 200 лет является главным ори­ентиром любой цивилизованной системы налогообложения. При­чем этот принцип представляет собой интегрированное выражение всех общих принципов налогообложения и одновременно квинтэссенцию каждого из них. Иными словами, требование справедливости прояв­ляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в опреде­ленности, и в других принципах налогообложения. Действительно, требование справедливости носит универсальный, всеобщий характер, определяя содержание и структуру всего налогового законодательства. Принцип справедливости присутствовал в первоначальной редакции НК РФ в следующем виде: при установлении налогов учитывается фак­тическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Однако затем законодатель, видимо, исхо­дя из вышеизложенного, скорректировал данную норму, изъяв из дан­ного положения требования ее соответствия принципу справедливости.

Одним из общеправовых принципов является принцип законности налогообложения. Принцип законности в налогообложении подразуме­вает верховенство закона, неукоснительное выполнение всеми и каждым актов налогового законодательства. Эти тезисы следует толковать с уче­том утвердившегося в правоведении разграничения понятий «право» и «закон». Иными словами, не всякий закон носит правовой характер. Требования верховенства закона и господства законности подразумева­ют не всякие, а именно правовые законы и правовую законность.

Еще одним из общеправовых принципов является принцип глас­ности, который означает, что нормативные правовые акты, регулиру­ющие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опублико­ванию в официальных изданиях.

Принцип всеобщности налогообложения подразумевает, что каж­дое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип равенства налогообложения означает, что не допускает­ся установление различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой деятельности, ме­стонахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дис­криминационный характер. Данный принцип закреплен в постанов­лении КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

Принцип соразмерности налогообложения состоит в том, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налого­плательщика к уплате налога. Этот принцип можно определять с двух позиций. Во-первых, как принцип соразмерности налогообложения конституционным целям ограничения прав и свобод [32]. Тогда его ос­новное содержание состоит в том, что налогообложение не может быть несоразмерным, т.е. таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ). Во-вторых, принцип соразмерности может выражаться в том, что при установле­нии налогов учитывается фактическая способность налогоплательщи­ка к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ) [11].

Соразмерность налогообложения, по мнению А.В. Демина, скла­дывается из трех составляющих — пропорциональности, обоснован­ности и допустимости налоговых изъятий.

1.Согласно требованию пропорциональности, при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2.Согласно требованию обоснованности, налоги и сборы долж­ны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

3.Требование допустимости отсекает налоги и сборы, препятству­ющие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

В российской правовой системе принцип соразмерности связан с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Принцип единства налоговой системы. Согласно ч. 1 ст. 8 Консти­туции РФ, «в Российской Федерации гарантируется единство эконо­мического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фи­нансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Конституционный принцип единства экономического пространства означает в том числе и то, что на территории Россий­ской Федерации не допускается установление таможенных границ, по­шлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного переме­щения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со­ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспе­чения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны приро­ды и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ).

В постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П отмечается, «что не допускается установление налогов, нарушающее единство эко­номического пространства Российской Федерации. С этой точки зре­ния недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, ус­луг, финансовых средств в пределах единого экономического простран­ства, так и введение региональных налогов, которое позволяет форми­ровать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов».

Конституционные нормы о единстве экономического простран­ства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается установление налогов и сборов, на­рушающих единое экономическое пространство Российской Федера­ции и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической дея­тельности физических лиц и организаций иным способом.

Принцип экономической обоснованности налогообложения заклю­чается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое осно­вание и не могут быть произвольными.

Принцип определенности налоговых норм заключается в том, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ).

«Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большо­го значения, что весьма значительная степень неравномерности состав­ляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности», — писал А. Смит.

Суд вправе и обязан оценивать определенность налоговой нор­мы при рассмотрении налоговых споров. Если суд сочтет акт законо­дательства о налогах и сборах неопределенным (недостаточно опреде­ленным), он обязан истолковать все неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Данный принцип нашел свое отражение в постановлении Плену­ма ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах приме­нения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 4 постановления читаем: «В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неуст­ранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм за­конодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать оп­ределенность соответствующей нормы».

Налоговое законодательство должно содержать все элементы на­лога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о на­логах должны быть конкретными и понятными.

Пленум ВАС РФ в этом же постановлении, обращая внимание на п. 7 ст. 3 НК РФ, указал, что при рассмотрении налоговых споров, ос­нованных на различном толковании налоговыми органами и налого­плательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам не­обходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Часть принципов налогообложения закреплена нормативно, дру­гие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотрасле­вой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые инсти­туты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного ин­ститута налогового права закреплены в гл. 15 НК РФ и включают тре­бование законности, презумпцию невиновности, однократность и ин­дивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др. Статья 40 Н К РФ устанавливает специальные принципы опре­деления цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Большинство авторов признают, что общие принципы налогооб­ложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодатель­ства о налогах и сборах». При этом категория «общие принципы нало­гообложения» используется законодателем в широком и узком смысле слова.

Учебная дисциплина «Налоговое право» представляет собой предмет преподавания в высшей школе,является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере, дает необходимые знания о налоговом праве, изучается студентами, юридических, финансовых (экономических) специальностей.

В учебном курсе не освещаются устаревшие, оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения. В отличие от науки налогового права не используются не доказанные теоретические гипотезы и предположения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: