Лекция 7. Современная западная философия

Железо — широко распространенный в природе элемент, имеющий большое значение для организма млекопитающих.

В организме человека железо содержится в виде железосо­держащих биомолекул, которые выполняют следующие основ­ные функции:


- транспорт электронов (цитохромы, железосеропротеиды); - транспорт и депонирование кислорода (миоглобин, гемогло­бин, эритрокруорин,гемэритрин, хлорокруорин; - участие в формировании активных центров окислительно-восстановительных ферментов (оксидазы, гидроксидазы и др.); -транспорт и депонирование железа (трансферритин, гемоси-дерин, ферритин, сидерохромы).

Подробно нарушение обмена железа изложено в лекции 6 "Эндогенные пигментации".

Лекция 7. Современная западная философия

Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, проявляющихся в большом разнообразии школ, направлений, теорий, в которых сосредоточен духовный потенциал современной эпохи. Зарубежная философия имеет два ярко выраженных региона развития:

- Европейская философия, которая всё больше обращается к исследованию конкретных проблеми областей бытия, проявляя всё меньше интереса к всеобщим и общим проблем бытия, его видам и формам. В ней заметно нарастание мистических, оккультных позиций, нетрадиционных философских учений. Ослабевает влияние религии на западноевропейскую философию.

- Восточная философия, на которую большое влияние оказывает религия, особенно буддизм и ислам.

Основные направления в современной философии:

v Позитивизм (от лат. позитив – положительный)

Возник в первой половине XIX века и получил широкое распространение в XX веке. Его основателем считают французского философа Огюста Конта. Эта философия изучает способы и методы достижения положительного (позитивного) знания, истинность которого можно доказать экспериментально. Главный вывод позитивистов состоял в признании того, что методы естественных наук применимы к анализу общества; они хотели создать из философии такую же точную и конкретную науку, как физика, химия и др.

В современном позитивизме существует множество школ и направлений, наиболее значительными из них являются:

- Неопозитивизм, который связан с деятельностью «Венского кружка» при Венском университете и его последователей в разных странах: М.Шлик, Р.Карнап, В.Крафт, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Они посвятили свои труды логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.

- Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун). Их главная идея – критический рационализм. Большое внимание они уделяли социальным проблемам, особенно связанным с революциями, насилием, тоталитаризмом.

- Эмпириокритицизм - э та философия является одной из форм позитивизма, которую разработали австрийский учёный Э. Мах (1838 - 1916 г.г.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843 - 1896 г.г.), они старались объяснить окружающий мир через опыт людей с помощью позитивного языка науки и хотели создать из философии такую же точную и конкретную науку, как физика и химия.

v Герменевтика (от греческого- разъясняющий, толкующий).

Согласно древнегреческим мифам, посланник богов – Гермес должен был разъяснять людям смысл божественных вестей. Основы современной герменевтики заложены немецкими философами Ф. Шлейермахером, Г. Гадамером, М. Хайдеггером. Герменевтика – это способ философствования, центром которого является процесс понимания. Она существует в двух формах:

- Герменевтика сознания, главный принцип которой заключается в том, что понимание есть вживание в психологический мир другого человека, т.е. форма сопереживания.

- Герменевтика бытия: понимание есть смысл человеческого опыта, который реализуется в делах и языке людей.

Для всех герменевтиков очень важным является налаживание продуктивного диалога между собеседниками, а также толкование, понимание текстов и языковая практика.

v Аналитическая философия

Основателями аналитической философии считают Б.Рассела, английского философа, логика, математика, видного общественного деятеля и Л. Витгенштейна – австрийского философа и математика.

Аналитическая философия представляет собой философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Основные положения аналитической философии:

ü Язык - это граница мышления и действия. Он даёт полнейшую информацию о мышлении и действии.

ü Язык имеет логическую форму.

ü Значение слова есть факт, который оно обозначает.

ü Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности.

ü Философия - это прояснение содержания языковой деятельности человека.

v Феноменология

Основателем феноменологии является немецкий философ Э.Гуссерль, который исследовал мир феноменов.

Феномен – это широкое понятие, охватывающее все явления сознания. Эта философия предполагает отказаться от всех установок, от всего, что связывает нас с внешним миром и переключить внимание на внутренний мир человека, точнее на само сознание. По мнению Гуссерля внешний мир изучает множество наук, а философия должна изучать даже не реальное сознание человека, связанное с внешним миром, а некое идеальное бытие, которое находится в сознании человека – это мир чистого сознания, именно в нём может быть абсолютно истинное знание. По сути феномен – это форма психического самонаблюдения.

v Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный).

Это философия, противоположная рационализму, согласно которой истинное знание даёт не разум, а нечто, недоступное разуму: экстаз, озарение, мистическая интуиция, эмпатия (сопереживание), формы образного познания (различные виды искусства). Полученное таким образом знание носит уникальный, избирательный характер и даётся не каждому человеку. В иррационализме существует несколько школ и течений, самыми значительными из них являются:

- Философия жизни (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше). Их философия является этапом перехода от классической (рациональной) философии к философии современной, иррациональной.

Основные идеи философии жизни:

ü Пассивный нигилизм, т.е. критика всех ценностей морали и разума, как устаревших и неприемлемых для новой эпохи.

ü Учение о воле как первооснове бытия. У Шопенгауэра – это воля к жизни. Каждый индивид эгоистически стремится к жизни, и из-за этого мир превращается в ад, а государство и право сдерживают индивидуальную агрессивность. Преодолеть индивидуальный эгоизм способны лишь избранные, аристократы духа, философы, гении. Как преодолеть эгоизм? Через философское и художественное творчество, а так же нравственное сострадание.

У Ницше воля к жизни – это воля к власти. Его главное положение «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Из неё вытекает идея Сверхчеловека – создателя и носителя новых ценностей и новой морали, который имеет волю к власти и поэтому может преодолеть все отрицательные качества человека. Сверхчеловек способен коренным образом переоценить ценности, он наполнен духовным творчеством, умеет концентрировать волю к власти, обладает сверхиндивидуализмом, оптимистичен и бесконечно самосовершенствуется.

v Экзистенциализм (от лат. – существование).

Крупнейшими представителями этой философии являются: Н.Бердяев, Л.Шестов, Ж.П.Сартр, А.Камю и др. Экзистенциалисты уделяют главное внимание специфике, особенностям существования человека в современном мире, его индивидуальной ответственности за всё, что происходит с ним самим и с другими людьми. Одним из положений экзистенции является особая трактовка человека как существа, заброшенного в мир, где его жизнь трагична, проблематична, временна и абсурдна (бессмысленна). Человек должен хорошо себя изучить, найти в себе внутренние силы для жизни, ведь жизнь – это уникальное явление, главная ценность на земле.

Экзистенциональный способ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он решил быть. Экзистенция – это самоконструирование себя, это результат собственных усилий, связанных с риском, силой воли, решимостью, броском вперёд, чтобы достичь полной свободы над тем, кем ты родился, с тем, кем ты стал.

v Сциентизм (от лат. - наука)

Возник в условиях возрастания роли науки в XX в. во время научно – технической революцией, сторонники которого утверждают, что «наука – превыше всего» и её нужно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности, т.к. наука является основой прогресса человеческой цивилизации.

v Антисциентизм

Эта философия возникла в противовес сциентизму, сторонники которого подвергли резкой критике науку и технику за то, что они не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, т.к. технический прогресс несёт в себе невиданные разрушительные силы. И дело не только в росте военной опасности, но главным образом в обострении экологической ситуации. Установлено, что антропогенные нагрузки на природные системы разрушают биологический круговорот веществ. Уже сейчас в биосферу внесено около 1 млн. несвойственных ей химических веществ. Информационные нагрузки, ускоряющие ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, наркомания,- всё это пагубно действует на здоровье человека.

v Прагматизм

(от греч. pragma - дело, действие) - это философское учение, представители которого считают, что философия должна стать методом решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются в ходе решения практических задач. Основатели прагматизма - американские философы Ч. Пирс (1839 - 1914 г.г.) Д. Дьюи (1859 - 1952 г.г.) определяли, что мышление - это средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия, а истиной является то, что приносит практическую пользу.

v Психоанализ

Другое название этого направления - фрейдизм (от имени основателя - австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856 - 1939 г.г.), который открыл в психике человека не контролируемый сознанием уровень - бессознательное («Оно»). Это самая древняя часть психики, которая формировалась у первобытных людей ещё до появления у них сознания. Фрейд сравнивает «Оно» с котлом, в котором «кипят» инстинкты человека, его желания, страсти, стремления, комплексы, требующие немедленной реализации; в них, считают фрейдисты, - источник антикультурной жизни человека. Сторонники учения Фрейда считали, что нужно научиться научно управлять бессознательным, чтобы перевести его на уровень сознательного и сверхсознательного, т.е. находящегося под контролем сознания.

v Постмодернизм

(от лат. modo - недавно; то, что наступает после «недавнего»; или - современный)

Постмодернизм представляет собой комплекс идей, характерных для новейшей культуры. Эти идеи разработали: Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида и др. Многие постмодернисты - филологи но образованию и литераторы, что в немалой степени определило их внимание к текстам. Постмодернизм представляет собой образ жизни, систему ценностного мироощущения и модель отношения к миру в новом постиндустриальном обществе (приставка пост означает противопоставление прошлому, т.е. индустриальному обществу и его взгляду на мир). Если в индустриальном обществе, с его культом Разума, существовала вера в прогресс, в гуманизм, в непрерывное обновление, освобождение и т.п., то постмодерн всё это критикует, считает опасным утопизмом. Постмодерн выступает как «неуправляемое возрастание сложности» (Ж. Лиотар), как «Эра усиливающегося беспорядка, имеющая глобальную природу» (Д. Фридман). Новая информационная культура ориентирована на переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации. Если модерн считал основными ценностями свободу, равенства братство и стремился к совершенному человеку и совершенному обществу, то в постмодерне ценятся: разнообразие, толерантность, плюрализм (разнообразие), деконструктивизм, т.е. решительный отказ от целого, универсального и абсолютного.

Приветствуются: нигилистическое отношение к достижениям культуры («Ничто не гарантировано»; «Забыть!»; «Говорю - значит существую»; «Ничто не слишком и т.п.); стремление «рассчитать» всё то, что сжимает человека - жёсткие логические схемы, окончательные выводы, вечные истины, преклонение перед авторитетами власти, науки и техники, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей и т.п.

Призыв постмодернистов: «Больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, иронии по отношению к признанным ценностям, нигилизма, символичности, неустойчивости».

Контрольные вопросы

1. Назовите два региона развития современной зарубежной философии и определите главное отличие между ними

2. Объясните, почему философия Огюста Конта и его последователей называется позитивизмом?

3. Какую философию и почему называют «понимающей»?

4. Какие проблемы находятся в центре внимания Аналитической философии?

5. Что изучает Феноменология?

6. Как называется философия, противоположная рационализму? Что она изучает?

7. Назовите основные идеи Философии жизни и объясните их

8. В чём состоит принципиальное отличие Сциентизма от Антисциентизма?

9. Что является истиной с точки зрения философии Прагматизма?

10. В чём заслуга Зигмунда Фрейда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: