Ошибки социального восприятия

§ галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты

§ эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующему

§ эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

§ эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

§ эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

§ эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

§ эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

§ эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

§ эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

§ внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

§ эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму

§ презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

§ феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

§ эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

§ феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

Классификации восприятий

Ø По основной модальности:

§ зрительное

§ слуховое

§ осязательное

§ обонятельное

§ вкусовое

Ø По форме существования материи:

§ восприятие пространства

§ восприятие времени

§ восприятие движения

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, возникают сложные виды восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: