Основные направления работы практического психолога образования и их характеристика

Основными целями детской практической психоло­гии являются: обеспечение психического и психологического здоровья ребенка и оптимальных усло­вий его развития; создание условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, поддержка его особенных возможностей, обеспечение эмоционального благополучия.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) реализа­ция в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особеннос­тей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечения, жизненных штанов и др.; 3) созда­ние благоприятного для развития ребенка психологичес­кого климата (в детском саду, интернате, школе н пр.), ко­торый определяется, с одной стороны, организацией про­дуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 4) оказание свое­временной психологической помощи и поддержки, как де­тям, так и их родителям, педагогам.

Основным средством достижения главной цели психо­логической службы образования являются создание и со­блюдение психологических условий, обеспечивающих пол­ноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной ре­ализации возрастных и индивидуальных возможностей де­тей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специаль­но развивающей работы с ними.

В деятельности психологической службы образования мож­но выделить два направления - актуальное и перспективное. Актуальное направление ориентировано на решение зло­бодневных проблем, связанных с теми или иными труднос­тями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоя­щее время в образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, педагогам, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня.

Перспективное направление нацелено на развитие ин­дивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индиви­дуальность - это психологическая неповторимость отдель­ного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможнос­тей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога - анализ психо­логических условий развития способностей всех и каждо­го. Конечно, уровень развития и содержательная специфи­ка способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педа­гогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повсе­дневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентиро­ванным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста. Приве­дем пример.

Психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошколь­ного возраста, своей центральной задачей считает создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы их развития он рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени - дошкольной на другую - школьную, что нужно еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного разви­тия ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе.

Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, представить условия, в которых он рос и развивался, определить уро­вень его психологической зрелости, представить перспек­тиву дальнейшего поступательного движения его психичес­кого развития и становления личности. То, что дошкольным психологом рассматривалось в ка­честве перспективы развития ребенка и цели своей про­фессиональной деятельности, для школьного психолога - это данность сегодняшнего дня. Как наиболее эффективно подойти к этой психологической данности, чтобы она ста­ла плацдармом для развития новых, дальнейших перспек­тив развития ребенка, - вот проблема. И такие проблемы возникают на каждом возрастном этапе. При профессионально грамотном решении задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные усло­вия развития ребенка нарушаются, на последующей ступе­ни приходится основное внимание сосредоточивать на кор­рекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защи­щает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие.

Планирование работы психолога системы образования.

Социальный заказ на профессию практического пси­холога осознается и формулируется в публици­стической и научно-популярной литературе, анализиру­ющей проблемы современного человека. О необходимо­сти конкретного психологического знания о человеке на­чинают говорить и представители смежных практичес­ких областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, т. к. они не могут решать главную задачу своей профессии - целенаправленно воздействовать на человека. Вот в этих двух сферах и рождается доступное об­щественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психоло­га, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Требование по сути дела одно - объек­тивные, достоверные данные об индивидуальности человека. Отсюда возникает множество сложностей в получе­нии, передаче и использовании психологической инфор­мации в работе практического психолога. Сложностей, связанных с постоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто об­щественности того содержания психологической инфор­мации, в котором представлена ее уникальность и конфеденциальность. Если говорить кратко, то практичес­кий психолог своей реальной работой возвращает нашему обществу утраченную ценность - общественную ценность индивидуальности человека. Чтобы делать это без новых потерь, а с обретением должного общественного статуса своей профессии прак­тический психолог должен только представлять, с кем он имеет дело в своей работе.

Это та реальность его профессиональной деятельно­сти, которая связана с понятием заказчика, клиента и пользователя психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ - это взрослые и дети. В соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и ис­пользования психологической информации, для решения вопроса об ответственности за психологическую инфор­мацию, которую он несет как профессионал. Это исходное юридическое положение позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содер­жанию социального заказа, ориентированного на выяв­ление индивидуальности человека. Характеристики ин­дивидуальности есть у всех людей, но не все люди мо­гут ответственно относиться к этой своей особенности. Практическому психологу надо четко представлять воз­можные варианты проявления индивидуальности чело­века, которые связаны с понятием нормы психического развития. Как известно, психически больной чело­век несет ограниченную ответственность за свою инди­видуальность. Психически здоровый же взрослый чело­век в большинстве случаев обладает возможностью от­вечать за проявление своей индивидуальности.

Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относят­ся к категории психически нормальных людей, способ­ных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктивностью, спо­собной нести юридическую и моральную ответствен­ность за свою индивидуальность. Кто же является клиентом практического психоло­га? Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает практическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предпо­лагает или реально указывает свою роль в происхожде­нии этого знания. Он считает себя прямо или косвен­но ответственным за содержание этой психологичес­кой информации. Если воспользоваться другим определением, то кли­ент - это человек, который включен в процесс получе­ния психологической информации. Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической инфор­мации - критерии се достоверности, отрефлексировать способы ее получения. Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содер­жанию и способам получения психологической инфор­мации. Заказчик на работу практического психолога сооб­щает ему психологическую информацию. При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение. Отчужден­ность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога от­ветственность за возможное использование этой инфор­мации. Особенность работы практического психолога состо­ит в том, чтобы в ситуации принятия заказа на свою ра­боту определить с кем он имеет дело - с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, кото­рую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен обладать соответствую­щими профессиональными навыками, позволяющими оп­ределить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный - это навык ведения ин­тервью с клиентом или заказчиком. Восстановление последовательности событий, порож­дающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу. Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос - вопрос о пользователе психологической информации. Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная инфор­мация. В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно - психоло­гическая информация сообщается людям, которые не­сут ответственность за ребенка, т. е. его родителям. Ро­дители по своему усмотрению могут использовать эту информацию. В отношении взрослых людей вопрос о пользовате­ле психологической информации решается так: взрос­лому человеку сообщают содержание психологической информации и се назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зре­ния заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие. Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адек­ватный для клиента язык ее передачи, при этом соблю­дается главный принцип работы практического психо­лога: «не навреди». Таким образом, социальный заказ на работу прак­тического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса сво­ей профессии. В детской практической психологии ос­новной клиент - ребёнок. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи) де­лает систему «ребенок - близкий взрослый» совокупным клиен­том. У ребенка отсутствуете запрос на психологическую помощь. Поэтому именно родители являются заказчиками и пользователями психологической инфор­мацией. Психологические проблемы, являющиеся заказом, связанны в основном с логикой пси­хического развития ребенка; возрастными особенностями его развития; кри­зисами развития; компетентностью родителей в проблемах развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: