Основные направления работы школьного психолога с родителями

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

Цель представлена в более конкретных задачах:

согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;

сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;

совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;

выявление одаренности и развитие способностей ребенка;

совместное предупреждение асоциального поведения детей

Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:

1. Диагностика семьи,

2. Консультирование семьи,

3. Просвещение родителей.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. При отборе инструментария, психолог руководствуется принципами гуманизм точности, валидности, надежности. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями:

для установления контакта с испытуемым;

для проверки исследовательских гипотез;

как метод получения дополнительных данных о свойствах личности;

для оказания психологической помощи.

Согласно классификации Ю. Е. Алешиной, консультативная беседа имеет фазы:

1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;

2) формулирование проверка консультативных гипотез,

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: