История возникновения и развития гостиничного дела и эволюция средств размещения туристов

Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с древним Римом (примерно 50-й год до н.э.). Римская империя была велика, и большое число римских чиновников и купцов часто выезжало по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов и таверн.

С упадком Римской империи (I в. н.э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, с наступлением периода позднего Средневековья (500-1300 гг.), предприятия размещения стали возрождаться с новым витком развития торговли и путешествий.

На развитие мировой гостиничной индустрии также оказали влияние процессы, происходившие в средневековой Англии. После завоевания Англии норманнами в 1066 г. число путешественников стало расти. Первые постоялые дворы Англии были частными домами, поскольку любой мог взять путешественника на постой за плату. В результате конкуренции содержание постоялых дворов переросло в профессиональную деятельность, а сами дворы приобрели все характерные для того времени черты коммерческих предприятий.

Англичане, путешествующие по Европе и переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами, постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.

По мере того как колонии разрастались из разрозненных поселений в города, у людей появлялось все больше и больше поводов для путешествий и соответственно росла необходимость в заведениях, обслуживающих их. В Нью-Йорке и Новой Англии эти заведения назывались придорожными тавернами, на Юге - ординарными тавернами, в Пенсильвании - постоялыми дворами. Кроме названия между ними были и некоторые местные различия.

Несмотря на то, что современный отель считается специфически американским изобретением, европейцы тоже причастны к этому. Примером может служить хотя бы так называемый “европейский план” организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не за комнату + питание, а только за комнату, чтобы иметь возможность заказывать блюда a la carte в ресторане отеля или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится.

Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Сначала железные дороги, открывающие путь на запад, подсказали планировщикам отелей идею строить их поближе к вокзалам курортных городов.

А потом появились автомобили. Первая гостиница для автомобилистов была построена калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в Сан-Луис Обиспо (штат Калифорния), в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса - в те дни до этого места приходилось ехать почти целый день.

Во время Депрессии 1930-х годов многие владельцы городских отелей не смогли выполнить свои обязательства перед банками, надолго отбив у них охоту ссужать деньги под строительство гостиниц. Поэтому после окончания второй мировой войны и даже в 1950-е и в начале 1960-х годов в городах США строилось очень мало гостиниц.

С другой стороны, строительство гостиниц на дорогах Америки в 40-е, 50-е и 60-е годы шло полным ходом. Американцы осваивали дороги, и гостиничный бизнес начал подстраиваться под эти нужды. Аналогичным образом воздушный транспорт явился катализатором развития и реконструкции городских гостиниц и тех, которые строились в районе аэропортов. В 1958 г. на линиях появился “Боинг-707”, позволивший значительно сократить время трансконтинентальных и трансатлантических полетов. Деловые люди и отпускники переключались на этот транспорт, превратив его в мощнейшую индустрию, развернувшуюся по всему миру.

Оживление экономики в 1950-е годы позволило гражданам тратить больше денег на путешествия и туризм. С развитием железнодорожного, автодорожного (легковая машина и автобус) и воздушного транспорта общество становилось более мобильным. Эта мобильность, в свою очередь, помогла трансформации гостиничного дела из индустрии малых предприятий, находящихся обычно в частном владении и управлявшихся на независимой основе, в современную индустрию с разнообразными способами владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту.

С появлением в начале 70-х годов на международных линиях “Боинга-747” начался бум в международном бизнесе и туризме, а вместе с ним появилась нужда в расширении международных гостиничных компаний. В развивающихся странах был большой спрос на американские отели и их управленческий опыт - каждая хотела, чтобы в их столичных городах были “фирменные” отели. Некоторые фирменные отели принадлежали авиакомпаниям или имели авиакомпании в качестве партнеров. В ряде случаев эта ситуация сохранилась по сей день.

Будущее гостиничной индустрии связано с ее глобализацией.

Учитывая современные тенденции в развитии международной торговли и туризма, легко предугадать, в каком направлении будут развиваться международные гостиничные корпорации. Ожидается, что туристский поток в страны Тихоокеанского региона будет увеличиваться в таких же масштабах, что и за последние годы. В связи с этим планируется развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике. Существуют также предпосылки для дальнейшего развития гостиничной индустрии в странах Восточной Европы, в России и других республиках, прежде входивших в состав Советского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: