Сущность профессионального образования

Методика профобразования.

Профессиональное образование реализуется через систему входящих в систему профессионального образования учреждений. Сущность системы профессионального образования заключается в реализации системой профессионального образования трех важнейших функций: социокультурной, образовательной и экономической. Все выше перечисленные функции имеют важное значения для системы профессионального образования. В современных условиях сущность системы профессионального образования в основном определяется экономической функцией. Экономическая функция заключается в систематической подготовке квалифицированных кадров для рынка труда.

Максимальное удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах также составляют сущность системы профессионального образования.

В рыночных условия отсутствует государственный заказ на подготовку специалистов, что значительно изменило сущность системы профессионального образования при переходе к рынку.

Регулирующая роль при рыночных отношениях принадлежит социальному заказу на подготовку специалистов. Экономические кризис усилил проблемы профессионального образования, выявил их сущность и обнажил наиболее острые углы. Сущность современного профессионального образования должно составлять так называемое «опережающее образование» относительно уровня развития производства. В этих условиях усиливается роль системы дополнительного профессионального образования. Система дополнительного профессионального образования дает возможность учащимся пройти переподготовку и получить вторую профессию. Эффективно система дополнительного профессионального образования развита в филиале Московского государственного индустриального университета.

Студенты, обучаясь по очной форме обучения могут начиная с третьего курса записать на курсы переподготовки и получить дополнительную специальность. Таким образом, заканчивая вуз студент получает не один, а два диплома. Успешно прошли дополнительную переподготовку студенты специальности «Автомобиле – и тракторостроение», получив дополнительную специальность «Производственный менеджмент».

Основной целью профессионального образования является профессиональное развитие личности. Адаптация специалиста к условиям конкретного производства достигается в процессе прохождения производственной практики.

Сущность, функции и принципы профессионального обучения

Профессиональное обучение - это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).

Процесс профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

* анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;

осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;

организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

* анализ и оценку результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:

анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

планирование и организация своей учебной деятельности;

самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

* самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения -- это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.

Обучение - двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: