| № | Формы поведения | Список детей |
| 1. | Руководит | |
| 2. | Наставляет | |
| 3. | Помогает | |
| 4. | Хвалит | |
| 5. | Заставляет | |
| 6. | Приказывает | |
| 7. | Нападает | |
| 8. | Ругает | |
| 9. | Слушается | |
| 10. | Соглашается | |
| 11. | Доверяется | |
| 12. | Воодушевляется | |
| 13. | Уступает | |
| 14. | Подчиняется | |
| 15. | Переживает | |
| 16. | Терпит | |
| Поведенческая активность в баллах |
Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности
Как обращаются друг к другу с предложением, просьбой, вопросом?
Как привлекают внимание к себе, к своей деятельности?
Умеют ли выслушивать другого, ответить на обращение?
Умеют ли договориться, прийти к согласию в решении спорных вопросов?
Быстро ли идет смена настроений, переживаний?
Проявляется ли тревожность, беспокойство, боязливость, переживания?
Какое состояние преобладает у детей, выбранных для наблюдения: раним ли, обидчив ли, часто ли впадает в агрессивное состояние, обижает ли других детей?
Все наблюдения фиксировать в дневнике.
Сделать вывод, что в эмоциональной жизни настораживает, требует внимания в первую очередь: капризность, сверхчувствительность, возбуждаемость, боязливость, плаксивость, злобность, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, самомнение, агрессивность, нетерпеливость и др.
С помощью длительных наблюдений за детьми возможно выявление невротических тенденций.
На прогулке предложить организоваться самостоятельно
На подвижную игру
Наблюдать за поведением, действиями, выполнением правил детьми.
Проведение игры—соревнования с мячом (снежком). Группа делится на 2 подгруппы. Каждый член команды может бросать мяч по 5 раз. Если он бросит мяч в левый обруч (круг), то очки идут в его пользу, если в правый - в пользу команды. Если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных. Перед каждым броском спросить ребенка, в какой круг он бросит мяч. Ответы и результаты броска фиксировать в протоколе. Сделать вывод, какая мотивация поведения преобладает: личная или общественная.
Обращать внимание на детские голоса
Выделить детей, чьи голоса являются высокими, напряженными, мягкими, неотчетливыми, тихими, громкими, грубыми.
Каковы голоса у детей, выбранных для наблюдения? Попытайтесь обнаружить зависимость между голосом ребенка, его типичных способов поведения, его поз, его чувств по отношению к самому себе (с учетом того, что вы уже дополнительно знаете о ребенке). Попробуйте определить самоуверенных и неуверенных в себе детей.