Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает ин­дустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На по­здней стадии индустриализации рабочий класс стал самой мно­гочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX века преобладающей груп­пой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механи­зация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. их осталось 20%.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфе­ра промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Наиболее яркие изменения в структурной мобильности прослеживаются на при­мере такой индустриально развитой страны, как США. На рис. 24 приведена структура занятости в начале и в конце XX века.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных осо­бенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Как мы видим на рис. 24, количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мел­ких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Численность профессионалов и менеджеров за

Рис. 24. Изменение структуры деятельности США: 1900—1980. Источник: (3, с. 184).

тот период удвоилась, торговых работников и служащих — уве­личилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных об­ществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализа­ции и от фабрики к офису — на поздних. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10— 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокраща­лись вакансии в рабочих специальностях и расширялись в управ­ленческих. Но управленческие вакансии заполнялись'представи­телями не рабочего, а среднего класса. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Об­разовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых американцев.

Таким образом, структурную мобильность в середине столе­тия определяли три фактора:

1) изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий;

2) нехватка молодежи в среднем классе;

3) доступность образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация за­вершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказать­ся на социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции — выходцев из рабочих и крестьян, составляет одну треть, а в бывших социалистических странах — три четверти. В давно индустриализованных странах типа Англии доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах очень высока и дос­тигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два проти­воположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя — слой высших руководи­телей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных ра­бочих — самый престижный и самый непрестижный виды де­ятельности. (Попробуйте сами самостоятельно ответить на вопрос: "Почему?")


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: