Применение в машинах постоянного тока того или иного вида обмотки якоря обусловлено технико-экономическими требованиями, т. е. выбранный тип обмотки должен обеспечивать необходимую ЭДС при заданном токе и при этом следует стремиться к возможно полному заполнению медью проводников пазов якоря и, кроме того, машина должна иметь минимальную стоимость. Выбранный тип обмотки должен содержать как можно меньше пазовых проводников N, т. к. в противном случае значительная часть площади паза будет занята изоляцией этих проводников, что уменьшает магнитный поток Ф. Поэтому при выборе типа обмотки якоря следует отдавать предпочтение обмоткам с минимальным числом параллельных ветвей, например, простой волновой обмотке с числом параллельных ветвей 2а = 2.
Рекомендации по выбору типа обмотки якоря для двигателей постоянного тока:
Число полюсов 2р | Ток якоря, А | Тип обмотки якоря |
- | Простая петлевая | |
До 700 | Простая волновая | |
От 700 до 1400 | Простая петлевая или комбинированная | |
Свыше 1400 | Сложная петлевая (двухсекционная) или комбинированная |
К условиям, ограничивающим применение простой волновой обмотки, следует отнести предельное значение тока в параллельной ветви (300÷400 А) и среднее значение напряжения между смежными коллекторными пластинами, которое не должно превышать:
|
|
- для машин мощностью до 1 кВт – (25÷30) В,
- для машин мощностью более 1 кВт – 16 В.
При превышении указанных пределов появляется вероятность возникновения в машине опасного явления, называемого круговым огнём по якорю.
Тема 1.2. Магнитное поле машины постоянного тока