Отопление в сочетании с конструктивными решениями зданий призвано обеспечивать нормируемые температурные условия в рабочих зонах производственных помещений.
Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для получения, переноса и передачи необходимого количества тепла во все обогреваемые помещения, называют системой отопления. В систему отопления входят: - отопительные приборы, - магистральные трубопроводы для подачи и отвода теплоносителя, - стояки, - соединительные трубы, - регулирующая арматура, - воздухосборники,
- котел или теплообменник при централизованном теплоснабжении, - смесительные установки и циркуляционные насосы.
Санитарно-гигиенические требования к отопительным системам направлены на поддержание в холодное время года определенной и равномерной температуры в помещениях, ограничение температуры поверхности отопительных приборов и обеспечение бесшумности их работы.
Системы отопления подразделяют на две группы: 1) местные и 2) центральные. К местным относят системы, в которых тепло получается и используется в одном помещении, а к центральным — системы, предназначенные для отопления нескольких помещений или зданий из единого теплового центра.
В зависимости от используемого теплоносителя различают: паровое, воздушное, водяное и электрическое отопление.
В системах парового отопления носителем тепла является высокотемпературный пар, подаваемый под повышенным давлением. Недостатками парового отопления являются высокая температура нагревательных приборов до 373 К (100 С) и высокие уровни шума. Поэтому применение его допускается в помещениях с кратковременным пребыванием в них людей. В помещениях с производствами категорий А, В и Е устройство парового отопления не допускается.
В системах воздушного отопления в качестве теплоносителя использован воздух, нагретый до температуры, более высокой, чем температура обогреваемых помещений. Основными конструктивными элементами воздушной системы являются калорифер — источник тепла, вентилятор и воздухораспределительные устройства. Для воздушного отопления характерны меньшие первоначальная стоимость и металлоемкость по сравнению с паровым и водяным отоплением, быстрый нагрев помещений, возможность совмещения с вентиляцией. Воздушное отопление целесообразно применять в помещениях большого объема (вокзалы, большие цехи локомотивных и вагонных депо).
Водяное отопление получило наибольшее распространение, как самое гигиеничное, бесшумное, экономичное и совершенное в эксплуатации. Оно обеспечивает возможность в широких пределах регулировать теплоснабжение помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Системы водяного отопления разделяют на низкотемпературные с температурой горячей воды tr до 378 К (105 °С) и высокотемпературные с tr от 378 К до 423 К (150°С). Расчетная температура обратной воды 343 К (70 °С).
Различают системы водяного отопления с естественной и насосной циркуля-циями воды. Естественную циркуляцию применяют редко и только в небольших отдельно стоящих зданиях.
В зависимости от схемы питания системы водяного отопления разделяют на вертикальные и горизонтальные, однотрубные и двухтрубные с нижней и верхней разводкой. На предприятиях железнодорожного транспорта для отопления производственных помещений в основном применяют горизонтальные однотрубные системы с насосной циркуляцией.
Перечень систем отопления, допустимых к применению в зданиях различного назначения, дан в СНиП 11-33-75 (приложение 6).
Электрическое отопление в виде электропечей применяют для обогрева электропоездов, кабин локомотивов и путевых машин, а также отдельно стоящих зданий небольших объемов (посты дежурных по переезду, помещения для обогрева и отдыха и т. п.). В последнее время находит применение электроводяное отопление, в котором теплоноситель — вода подогревается в котле электронагревательными элементами.