double arrow

Вопрос 37. Способы редукции предубеждений


Этнические предубеждения оказывают самое губительное влияние и на их жертвы, и на их носителей.

Прежде всего этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.

Американские социологи тщательно исследовали влияние различных воспитательных средств и убедились в их весьма ограниченной эффективности. Массовая пропаганда, радиопередачи доброй воли в защиту дискриминируемых меньшинств и т. д. сравнительно мало действенны, потому что их в основном слушает то меньшинство, о котором проявляется забота. Что же касается людей предубежденных, то они либо вовсе не слушают таких программ, либо считают, что это происки их врагов.

Лучшие результаты давали индивидуальные беседы, разъяснительная работа в небольших группах с привлечением жизненных материалов, непосредственно знакомых людям, но не осмысленных или ложно символизированных ими. Но и это достаточно прочных и глубоких результатов не дает, не говоря уже о том, что индивидуальная работа — дело чрезвычайно длительное и трудное.




Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай "этнического типа", а конкретного человека. Однако и это бывает далеко не всегда. Известный психолог Гордон Олпорт, обобщая большой материал наблюдений и специальных экспериментов, говорит, что межгрупповой контакт способствует ослаблению предубеждения, если обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга и если, наконец, их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычая. Если таких условий нет, контакты не дают положительных результатов, а то даже и усиливают старые предрассудки.

МОЖЕМ ЛИ МЫ ОСЛАБИТЬ ПРЕДРАССУДКИ?

Социальные психологи добились большого успеха в объяснении предрассудков, но не в их смягчении. Против предрассудков не существует простого средства, поскольку они являются результатом многих взаимосвязанных факторов. Тем не менее, сейчас есть возможность предугадывать методику их ослабления:

1. если неравный статус является питательной средой для предрассудка, тогда мы можем попытаться создавать отношения сотрудничества, равного статуса.



2. Если предрассудок часто рационализирует дискриминирующее поведение, тогда мы должны принудительно отменить дискриминацию.

3. Если социальные институты поддерживают предрассудки, тогда мы должны отказаться от этой поддержки (например, иметь культурную модель межрасовой гармонии, ррр J).

4. Если «они» кажутся более непохожими на нашу собственную группу, чем это есть на самом деле, мы можем постараться персонализировать членов другой группы.

Вот некоторые из противоядий от предрассудков.

Раздобыла книжечку Тодда Нельсона «Психология предубеждений» и в очень сжатой форме расскажу, что он думает по этому вопросу.

Итак. Он ссылается на мнение какого-то Джонса и говорит о том, что способы уменьшения предубеждений можно разделить на 4 категории.

1. Исследователи изучали возможность уменьшения предрассудков путем изменения предубежденного человека. Так как предубеждения исходили от стереотипизирующего субъекта, казалось вполне очевидным, что если общество хочет бороться с соответствующим поведением, необходимо направить внимание на изменение этого человека. Таким образом, можно выделить в отдельную категорию попытки уменьшения предубеждений с помощью просвещения, ролевых игр и пропаганды, а также технику конфронтации Рокича (что это? Рассказываю: техника конфронтации – это процесс, с помощью которого человеку напоминают о том, что он утверждает эгалитарные ценности, и ставят его перед фактом, что его установки не соответствуют этим ценностям (т.е. у него есть стереотипы). Когда люди сталкиваются с таким несоответствием, у них случается сами знаете что и появляется мотивация изменить свои установки (они изменяются легче, нежели ценности)).



2. В некоторых работах рассматривается изменение жертвы предубеждений. Суть этого подхода состоит в том, что если людей воспринимают негативно или считают их неполноценными в каких-то отношениях, общество может уменьшить эти стереотипы, помогая жертвам предрассудков улучшить свое положение. Другими словами, правительственная помощь по обеспечению работой, жильем, образованием будут способствовать повышению статуса стереотипно воспринимаемой группы. В результате у предубежденных людей больше не будет оснований для какого бы то ни было чувства превосходства. К сожалению, данных, подтверждающих эту точку зрения нет.

3. Некоторые ученые доказывают, что для уменьшения тенденции думать о других как о членах чужой группы (что подразумевает опасность формирования предубеждений), общество должно попытаться стать безразличным к расе/категориям (основные признаки, по которым люди определяют собственные и чужые группы). Идея довольно проста: нужно думать об окружающих как о людях, личностях, а не с точки зрения их расы, сексуальной ориентации, пола, возраста и других категориальных признаков. Таким образом, предрассудкам будет неоткуда взяться, потому что мы все члены одной и той же группы. НО! Подход не может рассматриваться как эффективная стратегия снижения предубеждений, потому что:

· Он не считается с действительностью, в которой очень сложно избежать категоризации даже в самой безобидной и общей форме,

· К тому же предположение не получило достаточной эмпирической проверки.

4. Транзакционный подход. Транзакция, по Джонсу, - это ведение дел или переговоров между людьми для достижения определенной цели. Примеры экспериментов: Аронсон и мозаичный класс (методика уменьшения предубеждений, которая подразумевает формирование из чужых групп небольших кооперативных и взаимозависимых групп, перед участниками которых стоит общая цель. В каждой такой группе одинаковое количество представителей собственной и чужой групп, которые вносят одинаковый вклад в успешное выполнение задания. Пример: подготовить доклад про Дж. Буша мл. Один ученик рассказывает о семье, другой об учебе, третий о службе в армии, четвертый о выборах и т.д.. Все зависят друг от друга, следовательно, помогают друг другу и успешно выполняют задание. Уф). Другой пример: эксперимент Шерифа, который показал, что наличие у предубежденных друг против друга групп цели высшего порядка (задание, которое требует сотрудничества и сплоченных усилий двух или более людей, иначе его нельзя будет успешно выполнить) в большей мере способствует уменьшению предрассудков тем, что стирает границы между принадлежностью к собственной и чужой группе.

По мнению Джонса, из всех четырех, транзактный подход является самым перспективным в плане дальнейших попыток сокращения предубеждений. Джонс утверждает, что первые два подхода неэффективны, т.к. они направлены только на одного участника взаимодействия, построенного на предубеждениях. Третий подход (расового безразличия) неприменим на практике. Перспективность же методик цели высшего порядка и взаимодействия в рамках кооперативной группы состоит в том, что они включают в себя целый ряд нереактивных процессов сокращения предубеждений на разных уровнях взаимодействия, что и обеспечивает их успех.








Сейчас читают про: