Профессиональная компетентность педагога и ее структура

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональнуюкомпетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнениюкакой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность — владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения;

социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии,готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации [6, с. 34 - 35].

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Структура профессиональной компетентности.

Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) системузнаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практическойготовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования.

Требования к теоретической готовности педагога

Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач: знания государственного языка Российской Федерации — русского языка, на котором ведется преподавание; знания об общих законах мышления и способах оформления его результатов в письменной и устной речи; знания основ философии, объясняющей наиболее общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей осознание смысла собственной жизни и профессиональной деятельности; знания о мировой и отечественной истории и культуре, формах и методах научного познания и их эволюции, роли науки в развитии общества; знания основ экономической и социальной жизни общества.

Независимо от специфики преподаваемой дисциплины педагог должен знать основы права и ведущие правовые документы,определяющую социальную и образовательную политику государства: Конституцию и законы Российской Федерации, решенияПравительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка. Для обеспечения защиты жизни и здоровья детей он обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности обеспечивается знанием основ научной организации труда:способов поиска, обработки, хранения и использования информации, современных информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной работы, соблюдения режима труда и отдыха и т.д.

Система психолого-педагогических знаний, необходимых любому учителю, включает в себя несколько блоков:

1) психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения;

2) знания особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития;

3) владение системой методологических и концептуальных знаний, помогающих педагогу осознанно строить педагогическийпроцесс: о сущности образования как социального явления; о месте и роли общего и педагогического образования в системе непрерывного образования; о функциях образования, основных тенденциях, направлениях и перспективах его развития; о современных подходах к обучению и воспитанию и т. д;

4) понимание психолого-педагогических основ общения, а для выполнения функции классного руководителя — знать теоретические основы процесса воспитания и способы организации воспитательного процесса, обладать знаниями в других сферах своей профессиональной деятельности: научно-методической, социально-педагогической, коррекционно-развивающей, управленческой;

5) знание следующих психолого-педагогических основ обучения:

• сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов;

• особенностей и структуры учебной деятельности учащихся, способов ее организации;

• психологических основ процесса усвоения;

• способов проектирования учебного процесса, отбора содержания обучения, адекватных форм, методов и средств обучения; современных педагогических технологий;

• требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

• средств обучения и их дидактических (обучающих) возможностей;

• сущности, видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, контроля и учета результатов обучения;

• способов диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности.

В соответствии со спецификой преподавательской деятельности учителя-предметника он должен глубоко разбираться в своейпредметной области знания и в методике преподавания.

Действенность профессиональных знаний, перевод их в практическую деятельность во многом определяются степенью овладения педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: