Нормативно-правовая база пожарной безопасности

В настоящее время нормативная база в области пожарной безопасности насчитывает менее 200 документов (число сокращено примерно в 10 раз). Остальные НД (согласно ст.1 (абзац 15) ФЗ №69 (в редакции ФЗ №247 от 09.11.2009г.) – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих ТР нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности) следует считать документами обязательного применения для эксплуатируемых объектов и только в части, не противоречащей ФЗ №123 (см. ч.1 ст.151). При имеющихся расхождениях в содержании требований ПБ различных НД следует отдавать приоритет СП и НС, включенным в соответствующие перечни Правительства или Ростехрегулирования. Какие-либо дополнительные требования НД могут применяться на добровольной основе, а их несоблюдение не должно нести никаких правовых последствий в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 и не служит основанием применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований.

В соответствии с Уставом, утвержденным 15 мая 2008 года ХI съездом ВДПО, одной из основной целью и задачей ВДПО является: объединение и привлечение граждан (добровольцев) и юридических лиц – общественных объединений для участия в реализации первичных мер пожарной безопасности, общественных обязанностей по предупреждению и тушению пожаров, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в составе создаваемых Обществом подразделений добровольной и иных видов пожарной охраны, общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований; создание и участие в обеспечении деятельности добровольной и иных видов пожарной охраны, а также общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований.

Основная нормативно-правовая база для добровольной и иных видов пожарной охраны:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.01 г.).

2. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 22.07.08 г. № ФЗ - 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».

5. Устав Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (утвержден 15 мая 2008 года ХI съездом ВДПО).

6. Положение о пожарной охране Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (утверждено 12.02.07 г.).

7. Сборник документов по организации пожарной охраны Всероссийского добровольного пожарного общества, 2009 г.и.

Проблемные вопросы существующего законодательства

В настоящее время, действующее законодательство в этой области довольно противоречиво и как таковое исключает создание добровольной пожарной охраны.
По официальным данным МЧС России свыше 103 тысяч населенных пунктов в Российской Федерации находятся далеко за пределами радиуса выезда подразделений государственной противопожарной службы. В итоге на долю проживающих в этих населенных пунктах жителей (примерно 34 миллиона граждан или 25% населения России) приходятся половина всех пожаров и убытков от них и свыше 60% погибших (примерно 8 тысяч жителей ежегодно)

Статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее по тексту - ТК РФ) общественным объединениям дано право привлекать работников организаций в рабочее время для исполнения ими общественных обязанностей с выплатой им компенсации (ст.165 ТК РФ), а работодатели при этом гарантируют сохранение за работником рабочего места (должности).

Таким образом, ТК РФ предоставляет реальную возможность общественным объединениям привлекать работников предприятий для участия в деятельности по предупреждению и тушению пожаров с последующей выплатой компенсации, а создаваемые при этом противопожарные формирования являются общественными.
Однако, ФЗ-69 «О пожарной безопасности» не предусматривает возможность создания общественных противопожарных формирований.

Вместе с тем, в ФЗ-151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» возможность создания общественными объединениями общественных аварийно-спасательных формирований имеется (п.4. ст.7).

На сегодняшний день подходы к созданию общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований в одном государстве, в едином правовом поле разные.
Несмотря на это в настоящее время при участии общественных объединений, уставными целями и задачами которых являются профилактика и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, созданы и содержатся свыше 350 формирований пожарной охраны с общей численностью 7607 пожарных. Однако, ни одно из указанных противопожарных формирований в силу несовершенства законодательства нельзя назвать добровольной пожарной охраной.

В соответствии с действующей редакцией статьи 13 Федерального закона от 21.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Однако при ликвидации пожара добровольный пожарный отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующих знаний и навыков в работе.

Кроме того, привлечение граждан к выполнению социально значимых работ может быть только на безвозмездной основе, не чаще одного раза в квартал и в свободное от работы и учебы время. Но пожары случаются в любое время суток, а добровольные пожарные во всем мире пользуются поддержкой в виде признания, вознаграждений и различных льгот.
Отсутствие социальных гарантий и стимулов для граждан, нечеткость правовых норм относительно того, кто и как создает добровольную пожарную охрану оборачивается крайне негативными последствиями, действующее законодательство не только не стимулирует осуществление идей объединения и привлечения граждан (добровольных пожарных) для достижения общественно значимых целей в области пожарной безопасности, но делает ее задачей, трудно реализуемой на практике.

В настоящее время на сельскую местность, где проживает чуть более четверти населения, приходятся 34,8% от общего количества пожаров, 43,0% от общего числа погибших при пожарах людей. Просматривается неравенство налогоплательщиков, проживающих в селе перед горожанами по защищенности от пожаров, хотя Конституция Российской Федерации, гарантирует равные права гражданам, независимо от места их проживания.

Действующее законодательство не стимулирует деятельность противопожарных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений и организаций на проведение первичных мер пожарной безопасности. В настоящее время от налогообложения освобождены операции, связанные с проведением работ (оказанием услуг) только по тушению лесных пожаров, что в итоге не позволяет обеспечить надежную противопожарную защиту сельских поселений при оптимальных затратах.

Требованиями статьи 63 ФЗ-123 «Технический регламент
«О требованиях пожарной безопасности» предусмотрено осуществление первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, однако как законодательно, так и на практике это ничем не подкреплено.

Без поддержки органов местного самоуправления, в части касающейся экономического стимулирования проведения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципальных образований, активизация их деятельности в этом направлении труднореализуема.

Нечеткость правовых норм оборачивается крайне негативными последствиями, исключение которых позволит сохранить жизни людей и минимизировать риски от возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, сократить расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на ликвидацию их последствий.

Наделение органов местного самоуправления правом предоставлять меры экономического стимулирования и поддержки организациям, при проведении ими работ (оказании услуг), направленных на осуществление первичных мер пожарной безопасности – вот выход из создавшейся ситуации.

Тушение пожаров и их профилактика – единый и неразделимый комплекс мероприятий, направленных на безопасную жизнедеятельность населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: