Методика разработана А. Адлером

Анализ ранних детских воспоминаний.

Методика разработана А. Адлером.

Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».

Преимущества метода:

Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.

Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания.

Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.

Схема анализа:

Анализ содержания всех категорий и выдвижение гипотез.

Проверка гипотез.

Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания. Это может быть отражено в следующем виде: «Жизнь для автора - это…».

Анализ.

Фиксирование категорий.

Присутствующие в воспоминаниях люди:

1.1. Мать.

А) жизненный стиль избалованного ребенка

Б) недостаточное внимание со стороны матери

В) хорошая адаптивность благодаря матери

Г) отсутствие матери может свидетельствовать о пренебрежении с ее стороны

Д) отсутствие матери также может говорить о жизненной неудовлетворенности субъекта

Е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронацией» (свержением с трона).

1.2. Отец.

А) обращение к отцу из-за неудовлетворения потребности в материнской любви/ из-за детронации

Б) ситуация, когда ребенок избалован и восстает против отца

В) отсутствие отца не анализируется

1.3. Братья и сестры.

А) детронация

Б) соперничество с сиблингом

В) несамостоятельность, зависимость от сиблинга

Г) развитие социальных чувств и сотрудничества

1.4. Двоюродные братья и сестры

А) своего пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи

Б) противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом

1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.

А) они баловали ребенка

Б) исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация

1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.

А) ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество.

Б) посторонние люди как опасность

В) несамостоятельность и страх остаться одному

Тип события:

2.1. опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п. (это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни)

2.2. болезни и смерть (страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей)

2.3. проступки, кражи, сексуальный опыт и др. (указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем)

2.4. новые жизненные ситуации

Оценка поведения субъекта:

Отъединенное - общительное

Пассивное - активное

Враждебное - доброжелательное

Зависимое – независимое

Эмоциональное переживание среды субъектом:

Угрожающая – дружественная

Отвергающая – принимающая

Утратил уверенность в себе – уверен в себе

Угнетен – радостен

С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: