Описание методики
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
· социально-психологических отношениях в группе;
· статусе людей в группе;
· психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Основные положения теории Морено
· Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
· Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
|
|
· Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
· Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
Й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
Й этап
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.