Нормативную основу административной ответственности в настоящее время, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, принятому 20 июня 1984 г. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.) кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях. КоАП является главным источником по ряду причин:
1) это самый большой по объему акт, регулирующий административную ответственность;
2) он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);
3) во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП.
|
|
Начиная с 1990 г., число источников нормативной основы административной ответственности стало резко увеличиваться. За последние пять лет было издано большое число актов по этому вопросу. Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс РФ, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение таможенных правил. Более тридцати налоговых нарушений называет налоговое законодательство.
Нормативные основы разных видов принуждения — уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового — строго централизованы, они едины в рамках всей Российской Федерации. И только нормативная основа административного принуждения, и прежде всего административной ответственности, децентрализована. Во-первых, она состоит из федеральных законов и законов субъектов Федерации. Во-вторых, в некоторых случаях административную ответственность устанавливают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления правительства, акты глав администраций, органов местного самоуправления. А органы исполнительной власти специальной компетенции (федеральные и иные) еще в 1961 г. были лишены права издавать акты с административными санкциями.