double arrow

Нормативная основа административной ответственности

Нормативную основу административной ответственности в на­стоящее время, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них при­надлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушени­ях, принятому 20 июня 1984 г. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значи­тельно развил его. Наряду с материальными нормами (система взыс­каний, составы правонарушений и др.) кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих про­изводство по делам об административных правонарушениях. КоАП является главным источником по ряду причин:

1) это самый большой по объему акт, регулирующий админис­тративную ответственность;

2) он регулирует общие вопросы ответственности (систему взыс­каний, принципы их применения, производство по делам об адми­нистративных правонарушениях и др.);

3) во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулирова­ны какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП.

Начиная с 1990 г., число источников нормативной основы адми­нистративной ответственности стало резко увеличиваться. За пос­ледние пять лет было издано большое число актов по этому вопро­су. Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс РФ, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение та­моженных правил. Более тридцати налоговых нарушений называет налоговое законодательство.

Нормативные основы разных видов принуждения — уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового — строго централизова­ны, они едины в рамках всей Российской Федерации. И только нор­мативная основа административного принуждения, и прежде всего административной ответственности, децентрализована. Во-первых, она состоит из федеральных законов и законов субъектов Федера­ции. Во-вторых, в некоторых случаях административную ответствен­ность устанавливают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления правительства, акты глав администраций, органов местного самоуправления. А органы исполнительной власти специ­альной компетенции (федеральные и иные) еще в 1961 г. были ли­шены права издавать акты с административными санкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: