Внешние:
-Размер
-Интенсивность
-Контрастность
-Движение
-Повторяемость
-Новизна и узнаваемость
Внутренние:
- Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.
- Потребность в мотивации - человек видит то, в чем нуждается или, что считает важным.
- Опыт - человек воспринимает тот аспект стимулу которого научен прошлым опытом.
-«Я»-концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.
- Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты - напротив, в неблагоприятном.
Три механизма селективности восприятия:
Принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем не соответсвующее.
Принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.
Принцип настороженности - угрожающее психике человека распознается быстрее прочего.
Формы и принципы восприятия.
- Фигура - фон - восприятие выделяет фигуру из фона.
- Константность - объекты длительное время воспринимаются одинаково.
|
|
- Группировка - однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
- Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
- Подобие- схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
- Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
- Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
- Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается, как одно.
- Общая зона - стимулы, которые выявлены в одной зоне воспринимаются, как группа.
Результат восприятия
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (Или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает ее, после чего принимает решение о своем поведении.