Вся совокупность правовых норм, облеченных в нормативно – правовые акты, подвергается систематизации (упорядочению) для наиболее эффективного их использования.
Систематизация законодательства – деятельность официальных государственных органов, а также юристов – ученых и практиков по упорядочению нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий, их доступности и лучшей обозримости. Указанная деятельность направлена на совершенствование законодательства.
Особенности систематизации законодательства:
1. сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты;
2. выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее;
3. подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих;
4. вновь принятые нормативно – правовые акты, а также сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.
|
|
Виды систематизации законодательства:
а) учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативно – правовых актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии;
б) инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.
Виды инкорпорации:
1. По субъекту:
- официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;
- полуофициальная (официозная) - утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами;
- неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
2. По способу упорядочения:
- предметная – нормативно – правовые акты располагаются по предмету правового регулирования;
- хронологическая - правовые акты располагаются по времени издания.
Виды инкорпорированных актов:
- сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно- правовых актов;
- собрание - инкорпорированное издание нормативно- правовых актов высших органов государственной власти и управления;
- свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого – либо исключения.
в) консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.
|
|
г) кодификация – форма систематизации, при которой осуществляется существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.
Виды кодификации:
- всеобщая – полная систематизация нормативного материала;
- комплексная - систематизация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений;
- отраслевая – кодификация отдельных отраслей права;
- специальная - кодификация отдельных отраслей правовых институтов.
Виды кодификационных актов:
- основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права.
- кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений;
- уставы - содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления;
- положения – содержат нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов;
- регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.