Ж.-Ж. Руссо. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· В чем видит Руссо социальную функцию науки, литературы и искусства?

· Как Руссо определяет добродетель?

· В чем Руссо усматривает преимущества «естественного состояния»?

· Как характеризует Руссо современное ему состояние нравов?

· История каких стран, по мнению Руссо, свидетельствует о том, что развитие наук и искусств не способствует усовершенствованию нравов?

· Какие народы, на взгляд Руссо, являют собой пример простоты и естественности нравов?

· Каким образом Руссо связывает происхождение наук и искусств с человеческими пороками?

· Какого рода зло, по мысли Руссо, могут нести с собой литература и искусство?

· К каким последствиям, по мнению Руссо, приводит развитие наук, искусств и благ цивилизации в целом?

· Как Руссо оценивает современное ему искусство?

· Что Руссо считает важнейшими благами, к которым человечество должно стремиться вернуться?

· При каких условиях знания и мудрость могут способствовать счастью народов?

· Как считает Руссо, является ли человек по своей природе добрым или злым?

· Каким образом, по мысли Руссо, постигается добродетель?

· Какие представления Руссо дают основания отнести его к традиции Просвещения? В чем он расходится с данной традицией?

· Сопоставьте взгляды Гоббса и Руссо на «естественное состояние». То, что Гоббс и Руссо именуют «естественным состоянием», - это состояние до грехопадения или после него? Чьи представления Вам ближе?

· Можно ли обнаружить точки соприкосновения между рассуждениями Руссо и моралистикой Ф. де Ларошфуко и Ж. Лабрюйера?

· Насколько, на Ваш взгляд, Руссо объективен в своих суждениях и оценках? Можно ли признать какие-либо из его идей актуальными для современной культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: