Программное обеспечение и его классификация

Программное обеспечение (англ. software) – это совокупность программ, обеспечивающих функционирование компьютеров и решение задач предметных областей.

Программное обеспечение (ПО) представляет собой неотъемлемую часть компьютерной системы, является логическим продолжением технических средств и определяет сферу применения компьютера.

ПО современных компьютеров включает множество разнообразных программ, которое можно условно разделить на три группы:

Системное программное обеспечение (системные программы) – управляет работой компьютера и выполняет различные вспомогательные функции, например, управление ресурсами компьютера, создание копий информации, проверка работоспособности устройств компьютера, выдача справочной информации о компьютере и др.

Прикладное программное обеспечение (прикладные программы) – предназначено для решения конкретных задач пользователя в предметных областях.

Инструментальное программное обеспечение (инструментальные системы) – это средства для создания программного обеспечения и информационных систем. К нему относят: системы программирования (для разработки новых программ), инструментальные среды (для разработки приложений) и системы моделирования.

По условиям распространения программное обеспечение подраз­деляется на следующие катего­рии:

1. Коммерческое ПО – распространяется на платной основе. Клиент обязан приобрести у производи­теля или собст­венника пакета программ сам пакет и лицензию на его использование. Подавляющее большинство популярных программ относится именно к этому классу.

2. Общедоступное ПО – совершенно бесплатно и распространяется без всяких ограничений.

3. Бесплатное ПО – может свободно использо­ваться, но его создатели сохраняют за собой автор­ские права.

4. Условно-бесплатное ПО – любой пользователь может инсталлировать его на своем компью­тере и оговорен­ное время свободно использовать, по истечении которого, необходимо при­обрести данное ПО (ли­бо у регионального дилера, либо непосредственно у производителя), в противном случае оно перестает работать.

5. «Рекламно-оплачиваемое» ПО – это ПО с внедренной рекламой либо ПО, при получении которого пользователь обязан заполнить мини-анкету (об интересах, о работе и т.п.) на основании которой формируются «рекламные рассылки» – в обоих случаях, пользователь приобретаем ПО бесплатно, а автор получает деньги от рекламодателя.

Также существуют так называемые демонстрационные (демо-версии) и бета-версии (пробные версии) коммерческого ПО, которые распространяются свободно. Обычно демо-версии предназна­чены для рекламных целей или обучения и в них часто имеются какие-либо ограничения, не позволяющие использовать данное ПО в полном объеме. Бета-версии вы­пускаются фирмами-производителями немного раньше чем полные версии программ с целью тестирования ПО.

ПО как предмет купли-продажи характеризуется:

§ эффективностью работы;

§ полнотой и системностью реализованных функций;

§ качеством технической документации;

§ внутренней архитектурой;

§ удобством интерфейса пользователя;

§ требованиями к техническим параметрам ПК (типу процессора, объему оперативной и дисковой памяти и др.)

§ требованиям к операционной системе;

§ и т.д.

В условиях существования рынка программных продуктов важными характеристиками ПО также являются; стоимость; известность фирмы-разработчика и самого ПО; количество и длительность про­даж; наличие на рынке аналогичных программных продуктов и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: