Тема 5 институции Гая

ПЛАН

1. Источники римского права по Институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья по Институциям Гая.

Цель занятия — изучение классического литературного источника римского права — своеобразного учебника по римскому праву знаменитого римского юриста II в. н.э. Гая, содержание которого вошло в переработанном виде в Corpus juris civilis (Свод Римского гражданского права) (VI в.н.э.). Этот источник познания римского права в период его наивысшего развития дает представление об эволюции основных правовых институтов и сословно-классовой дифференциации населения Рима в период кризиса республики, перехода к монархии и первых веках империи (принципат). В то же время в Институциях Гай описывает и отдельные нормы древнего квиритского права, регулируемого Законами ХП таблиц.

Особое место при изучении данной темы должно быть отведено характеристике так называемого преторского права, его значению, роли формулярного процесса в закреплении норм преторского права. Изучение темы включает следующие вопросы:

1 вопрос. Студент должен охарактеризовать названные Гаем источники права (Гай, книга 1, пп.2-7), указав их появления. При этом надо выявить место каждого источника в том или ином периоде истории римского права, проследив прямую связь между изменением формы правления римского государства и характером источника права.

Особое внимание надо уделить преторскому праву, объяснив причины его появления и механизм действия.

2 вопрос. Рассмотрение этого вопроса необходимо начать с выяснения основного классового деления древнеримского общества на рабовладельцев и рабов. При характеристике рабства необходимо раскрыть содержание общего принципа римского права — рабы суть вещи.

Что касается свободного населения, то его деление на различные группы определялось прежде всего принадлежностью к той или иной территории римского государства.

Прежнее деление на патрициев, плебеев и клиентов исчезает, однако в праве находят отражение сословные различия римских граждан, латинов, перегринов. Студент должен выявить общие и особенные черты в их правовом статусе.

Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан; б) освобождением от рабства и в) путем пожалования римского гражданства (за заслуги перед народом) иностранцу (Гай, Книга 1, пп. 10, 11, 19). При рассмотрении этого вопроса необходимо показать, что переход в разряд римских граждан был чрезвычайно трудным и сложным. Во-первых, освобождение раба на свободу сопровождалось сложной процедурой (Гай, Книга 1, пп. 36, 37, 38, 40, 42, 43, 44). Во-вторых, вольноотпущенник, хотя и считался римским гражданином, не пользовался всеми правами свободных римских граждан.

В заключение следует раскрыть понятие правоспособности римских граждан (физических лиц). При этом надо не только перечислить элементы (статусы), из которых слагалась правоспособность (состояние свободы, состояние гражданства и семейное положение), но и раскрыть три вида ее ограничения.

3 вопрос. При ответе на этот вопрос студенту надо раскрыть понятие права собственности, его основные элементы, способы передачи и приобретения.

Особое внимание надо обратить на различие института собственности по квиритскому и по преторскому праву. Следует рассмотреть также вопрос о появлении бонитарной собственности, устранение чрезмерного формализма квиритского права и формулярный процесс. Давая характеристику институту владения, надо указать на его особенности применительно к залоговому праву, рассмотреть формы ограничения права собственности, сервитуты. Студент должен уметь объяснить различия между личными и вещными сервитутами, назвать их основные виды и пр.

4 вопрос. Отвечая на этот вопрос, студент должен рассказать о классификации договоров и выделить вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. При этом надо усвоить, какие договоры входили в ту или иную группу, и дать подробную характеристику каждому из них.

Особую трудность обычно представляет разграничения между реальными и консенсуальными контрактами. Для понимания этого различия необходимо уяснить момент переход права собственности на вещь в том или ином договоре, а также, какое значение в данном случае имело деление вещей на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками.

При рассмотрении различий этих групп контрактов надо объяснить, на какую из сторон и когда ложится риск случайной гибели вещи, а также, какие последствия наступали при неисполнении обязательных условий договора и пр.

При анализе вербальных контрактов особое внимание надо уделить стипуляции.

Обязательства из деликтов претерпели в эпоху Гая значительные изменения, большая их часть перешла в разряд преступлений. Какие из деликтов остались в числе обязательств?

5 вопрос. Этой теме в Институциях Гая отводится много места. Студенту следует изучить содержание соответствующих разделов Институций и ответить на следующие вопросы:

а) какие формы брака существовали в древнем Риме и как они изменялись исторически? Как менялся характер власти мужа над женой и отца над детьми, институт развода и приданного?

б) в чем заключались различия между агнатами и когнатами, форм завещания, определение обязательной доли?

Источники и литература

Институции Гая. // Памятники римского права. М., 1997.

Новицкий H.Б. Римское право. -М.,

Черниловский З.М. Римское частное право. М, 1991.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М. 1999.

Савельев В. А. Римское частное право. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: