Внешнеэкономические сделки, их виды. Арбитражная оговорка

Внешнеэкономическая (внешнеторговая) деятельность осуществляется посредством заключения и исполнения ее участниками различного вида сделок (договоров, контрактов, согла­шений и др.). В н е ш н е э к о н о м и ч е с к а я с д е л к а – это сделка, одна из сторон кото­рых находится в другом государстве (т.е. заключается с участием иностранного элемента). В этой связи она связана с не менее чем двумя национальными правовыми системами. Внешнеэкономическая сдел­ка подчинена регулирующему воздействию со стороны тех госу­дарств, граждане и юридические лица которых вступают в сделку, что прямо вытекает из прав этих государств устанавливать требования к порядку осуществления сделок своих граждан и юридических лиц.

Особенностью такой сделки является то обстоятельство, что сто­роны сами определяют право, которым будут регулироваться их правоотношения, основанные на сделке. При отсутствии такого со­глашения их отношения будут подчинены праву, которое определено кол­лизионными нормами.

Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической сделке подчеркивается, в частности, применительно к купле—продаже в Конвен­ции ООН о договорах международной купли—продажи товаров 1980 г. Ст. 1 Конвенции устанавливает, что ее положения применяются к договорам купли—продажи товаров между сторонами, коммерчес­кие предприятия которых находятся в разных государствах.

Предметом внешнеэкономической сделки является внешнеторго­вая (в широком смысле) операция — поставка товара, перевозка груза, наем имущества, передача права на использование объектов интеллек­туальной собственности и т.д.

В зависимости от объекта внешнеэкономических сделок определяют следующие их в и д ы:

1. Купля—продажа товаров. Отношения по купле—продаже това­ров регулируются не только нормами национального права госу­дарств, но и международно—правовым актами, в частности, Конвен­ции ООН о договорах международной купли—продажи, принятой в Вене в 1980 г., участницей которой является Республика Беларусь.

Нормы Конвенции становятся частью наци­онального права государств, подписавших ее.

Они регулируют отношения, связанные с заключением догово­ров международной купли—продажи товаров, их исполнением и от­ветственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение сто­ронами обязательств.

Конвенция состоит из 4 частей: часть I «Сфера применения и об­щие положения», часть II «Заключение договора», часть III «Купля—продажа товаров» и часть IV «Заключительные положения». При этом часть II и III Конвенции имеют самостоятельное значение и государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо общих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Часть III Конвенции «Купля—продажа товаров» состоит из 5 глав: 1) общие положения; 2) обязательства продавца; 3) обязательства по­купателя; 4) переход риска; 5) положения, общие для обязательств продав­ца и покупателя.

2. Договоры подряда. До­говор подряда используется в строительстве, при выполнении научно—исследова­тельских, и опытно—конструкторских работ, при оказании инжини­ринговых, консалтинговых и других услуг и работ. Сделки по ока­занию технических услуг получили в международной практике на­звание инжиниринговых.

Инжиниринг представляет собой внешнеэкономическую опера­цию по предоставлению на основе договора комплекса либо отдельных видов инженерно—технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствова­нием имеющихся производственных процессов до внедрения изделия в производство.

К числу отдельных видов инженерно—технических услуг относятся:

1) консультативный инжиниринг – предполагающий интеллекту­альные услуги по проектированию объектов разработки и планов строительства, контроля за проведением работ.

2) технологический инжиниринг состоящий в предоставлении за­казчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработке проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и т.д.

3) строительный или общий инжиниринг, состоящий главным образом в поставках оборудования, техники и/или монтажа устано­вок, включая в случае необходимости инженерные работы.

Указанные виды могут выступать как в качестве пред­метов самостоятельных договоров, так и элементами договора на комп­лексный инжиниринг, охватывающий предоставление полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта.

Специальные международные конвенции по договору подряда не принимались. В этой сфере действуют некоторые рекомендательные унифицированные международные правила, в частности, «Условия договора о строительстве» (разработаны Международной федераци­ей инженеров—конструкторов, 1977), «Руководство по составлению договоров на проведение крупных промышленных работ» (ЕЭК ООН, 1973 г.), «Руководство по составлению международных договоров на строительство промышленных объектов» (ЮНСИТРАЛ, 1988 г.) и др.

В этих условиях стороны договора подряда должны будут руко­водствоваться законодательством такого государства, которое будет определено их соглашением. При этом следует учитывать, что правовое регулирование подрядных отношений в различных странах имеет как много общего, так и некоторые различия. Эти различия касаются, в частности, обязанности предоставления материалов для изготовления вещи (заказчи­ком или подрядчиком). Это важно в связи с тем, что в ряде саран (Англии, США, ФРГ) сложилась практика, согласно которой к договорам на выполне­ние работ из материалов подрядчика применяются нормы, регулирующие не договора подряда, а договора купли—продажи со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому в договорах с иностранными контрагентами из указанных стран необходимо определить право какого государства должно быть применено к отношениям сторон, имея в виду, что в соответствии с пра­вом Республики Беларусь подобные правоотношения регулируются нор­мами о договоре подряда.

3. Договор финансовой аренды (лизинга) машин и оборудова­ния. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономичес­ки выгодна для обеих сторон – лизингодателя и лизингополучателя, поскольку последний получает возможность использовать современ­ную, нередко дорогостоющую технику без больших капитальных затрат, оплатить аренду по мере получения прибыли от эксплуата­ции арендованного оборудования, а лизингодатель расширяет сбыт продукции при уменьшении риска потерь от неплатежеспособности контрагента, сохранении за собой права собственности на оборудо­вание до конца срока договора, нередко получает налоговые скид­ки на инвестиции с ускоренной амортизацией.

Специальное законодательство по регулированию лизинговых отно­шений принято далеко не во всех странах. Оно принято и действует во Франции, Бельгии, США (главным образом по вопросам налогообло­жения). В Республике Беларусь нормы о лизинге включены в новый ГК.

Важную роль в правовом регулировании международного лизин­га играют типовые формы лизинговых договоров, разработанные крупнейшими лизинговыми организациями. Кроме того, отношения по лизингу регулируются Конвенцией о международном финансо­вом лизинге 1988 г.

Широкое практическое распространение имеют и договоры на передачу исключительных прав на объект интеллектуальной, в час­тности, промышленной собственности, по выдаче лицензий и секре­тов «ноу—хау», сделки по международному туризму и др.

Помимо указанных «основных» внешнеэкономических сделок, важное практическое значение имеют так называемые сделки, «обес­печивающие» международный товарооборот, к которым, в частности, от­носятся сделки по международным перевозкам грузов, транспортно—экспедиторские, по страхованию грузов, их хранению, по международным расчетам.

Регулирование ряда из указанных внешнеэкономических операций осуществляется международными актами. Так, практически по всем видам перевозок имеются такого рода акты. В частности, междуна­родные железнодорожные перевозки регулируются Соглашением о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г.

Государства СНГ и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ, руководствуются при осуществлении перевозок подписанным ими Согла­шением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Автомобильные перевозки регулируются Женевской конвенци­ей о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г., Таможенной конвенцией о международных перевозках с при­менением Книжки международной дорожной перевозки 1959 г. в ре­дакции 1975 г. и др.

Действуют международные конвенции и в области воздушных, морских, смешанных перевозок. Кроме того, регулирование между­народных перевозок осуществляется и двусторонними соглашения­ми государств.

Арбитражная оговорка (или соглашение). При заключении внеш­неэкономических сделок с целью обеспечения защиты своих прав и интересов стороны включают в основной договор условия об ар­битражном разрешении споров, которые могут возникнуть между ними в будущем. Такое соглашение принято именовать арбитраж­ной оговоркой. Стороны, однако, могут договориться об арбитраж­ном разбирательстве уже возникшего между ними спора, закрепить такую договоренность в отдельном от основного договора согла­шении. Такое соглашение именуют третейской записью или комп­ромиссом. В арбитражной оговорке или третейской записи сторо­ны договариваются о том, в какой именно арбитраж они вправе бу­дут обращаться для разрешения возникших разногласий и споров. Одновременно следует указывать, какое право, т.е. право какого государства, должно быть применено для разрешения спора. Есть два вида арбитражей:

1. Институционный, постоянно действующий – арбитражный суд, учрежденный при торговых (торгово—промышленных) палатах, реже при различных организациях и ассоциациях (в США, например, это Американская арбитражная ассоциация), рассматривающий споры на основе своих регламентов (правил производства) и имеющий рекоменда­тельные списки арбитров.

2. Изолированный, который создается специально для рассмот­рения конкретного спора (ad hoc— «специально для этого»). После рассмотрения спора и внесениия решения этот арбитраж прекращает свое существование. Порядок назначения или методы назначения арбитров, местонахождение арбитражного суда, правила процеду­ры, которых должны придерживаться арбитры, устанавливаются сторонами.

К числу постоянно действующих арбитражей относятся, в частности Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Инсти­тут арбитров в Лондоне, Арбитражный институт при Стокгольмской тор­говой палате и др. В Республике Беларусь создан Международный Арбит­ражный Суд при Белорусской Торгово—промышленной палате, действую­щий на основании Закона Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 279—3 «О международном арбитражном (третейском) суде» и регламента этого суда, утвержденного Постанов­лением Президиума Белорусской торгово—промышленной палаты 8 июня 2000 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: