Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
· Формирование у детей систем перцептивных действий
· Формирование у детей систем сенсорных эталонов
· Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
|
|
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
· Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
· Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
· Три величины; большая, средняя, маленькая.
В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.
Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:
· ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
· ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
· собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
· соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
· в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.